Проблема формирования кадров мастеров и стиля могольской школы
Историю индо-мусульманской миниатюры принято вести от Великого Могола императора Хумаюна, который в середине XVI в. пригласил к себе работать двух известных персидских миниатюристов Мир Сейида Али и Абс ас-Самада. Имея большие заказы, эти мастера очень скоро вынуждены были готовить местные живописные кадры.
Внук Бабура славный император Акбар создал мастерскую миниатюрной живописи, где иллюстрировались поэтические сборники и поэмы, исторические и научные сочинения, памятники эпической индийской литературы. Создавались также живописные летописи правителей - Бабура, Акбара. Выпускалась и станковая миниатюра, выходившая за пределы жизнеописательного или литературного сюжета.
Несколько составляющих кристаллизовали особенности индо- мусульманской миниатюры: во-первых, это иранские живописные традиции, во-вторых, традиции собственно индийские (навыки стенных росписей, навыки живописи на тканях, пластинках дерева, слоновой кости, пальмовых листьях), в-третьих, это традиции западно-европейского искусства (привозная литература с иллюстрациями, станковые произведения художников Западной Европы).
Создавая первые собственно могольские живописные миниатюры, мастера, работающие при императорском дворе, стремились к натурализации изображений. В дальнейшем это стремление получило широкое развитие. Художников могольской школы миниатюры в большей степени интересовало решение проблемы изображения объемности фигур и художественной пространственности, нежели плоскостность представляемых на бумаге форм и фона. Локальные пятна чистого цвета, свойственные персидской миниатюре, мастера индо-мусульманской школы постепенно заменили цветовыми оттенками и полутонами, поколениями совершенствуя метод объемной моделировки изображаемых персонажей.
Со второй половины XVI в. миниатюрная живопись становится при дворе Моголов наиболее распространенным видом изобразительного искусства. В это время широкой популярностью пользуются как миниатюры, иллюстрирующие рукописи, так и самостоятельные произведения миниатюры, которые собираются в особые альбомы с роскошными переплетами, декорированные растительными орнаментами, птицами, животными и жанровыми сценками. В создании альбомов, как правило, принимало участие несколько мастеров: художник-миниатюрист, художник росписи рамки, мастер картона и наклейки миниатюр, переплетчик, каллиграф (оборотная сторона миниатюр часто украшалась образцами каллиграфии).
Покровительство Моголов над художниками привело к шахскому двору многих талантливых мастеров из различных художественных центров Индии и других стран, что существенно повысило художественный уровень произведений могольской миниатюры.
Умение владеть бумагой, кистью и краской достигалось специальной многолетней выучкой, чаще всего с детского возраста.
Расцвет могольской школы миниатюры приходится на период правления императора Джахангира. В это время мастерская произведений миниатюрного искусства меньше выпускает иллюстраций к литературным произведениям, но больше делает изображений сцен придворной жизни, связанных с именем Шаха. Появляются сложные многофигурные композиции, персонажи которых, зачастую, наделяются острыми портретными характеристиками. Ведущим жанром живописной миниатюры постепенно становится портрет.
Джахангир заказывал художникам миниатюристам не только свои собственные портреты, но и портреты придворных, знатных людей из отдаленных областей, по которым можно было судить о достоинствах и недостатках лучших людей империи. Натуралистическая составляющая могольской миниатюры получила при Джахангире особое развитие, хотя наиболее талантливые мастера школы при создании портретов старались изображать не только внешние особенности того или иного персонажа, но и своеобразие его душевной сути.
В мастерской могольской миниатюры портреты делались погрудные, поясные и в полный рост. При профильном изображении лица туловище зачастую представлялось в три четверти, а ноги - в профиль. Всегда тщательным образом прописывались одежды, украшения, оружие.
Во времена Джахангира развитие получает также групповой портрет. Обычно это было изображение нескольких десятков приближенных, сгруппированных вокруг Шаха, где каждый персонаж имел четкую портретную характеристику.
Для передачи пространства художники миниатюристы использовали несколько приемов. Во-первых, - это слоистое построение композиции. Чем дальше находится изображенная поверхность художественного пространства, тем выше она помещается на миниатюре. Во-вторых, - это многоплановое построение художественного пространства миниатюры. Отдельные планы выделяются расположением на их границах своеобразных кулис, роль которых выполняют изображения кустарников, цветочных клумб, деревьев, неровностей почвы.
Особое место среди миниатюр могольской школы занимают произведения, изображающие птиц, животных, цветы. При этом мастера миниатюристы при помощи красок и линий прекрасно умели передать не только состояние животных в покое, но и в движении.
В период правления императора Шах-Джахана могольские миниатюры становятся ярче, наряднее. Их колористическая гамма строится в это время, в основном, на контрастах. Усиливается тенденция придания произведениям миниатюры декоративности. Все чаще могольские миниатюры изображают праздники и торжественные церемонии.
Значение портретного сходства снижается. При Шах-Джахане натурализм могольской школы смещается в сторону достоверной передачи бытовых деталей, элементов дворцовой и храмовой индо-мусульманской архитектуры.
Во времена императора Аурангзебе, стремившегося быть ортодоксальным мусульманином, придворные мастерские миниатюрной живописи закрываются. Могольская школа как целое практически перестает существовать.
ТЕМА 8. ИСКУССТВО ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Часов аудиторной и 21 час самостоятельной работа Лекция 36. Искусство Кампучии и Таиланда План лекции
1. Принятие буддизма и индуизма на территории современного Таиланда и Кампучии.
2. Своеобразие камбоджийского синтеза буддизма и индуизма.
3. Искусство к. XII-XIII вв.
4. Столица Ангкор-Том (XII-XIV вв).
5. Храмовый комплекс Байон (XIII в): архетиктура и монументальная скульптура, рельефы.
6. Переход к хинаянистическому буддизму в начале XIV в.
7. Развитие искусства Таиланда в I-XI вв. в составе искусства других государств Юго-Восточной Азии.
8. Искусство Таиланда в Кхмерский период (XI-XIII вв).
9.Формирование типа башенного храма - "пранга" и типа храмового комплекса - "вата"
10. Сооружение ступ типа "чеди"
11. Перенос столицы в Бангкок в 1767 г.
12. Искусство XIV-XIX вв.
13. Дворцовые и храмовые постройки Бангкока; их росписи и декор.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 780;