Искусство Таиланда в Кхмерский период (XI-XIII вв.).
В Кхмерский период (XI — XIII вв.) монская культура вытесняется культурой победителей. Кхмеры принесли с собой шиваизм. С X в. вводится культ дэва-раджа, дающий представление о воплощении верховного божества в царствующем короле. Эмблема божественной сущности королевской власти - линга - помещалась в святилище на горе. В противоположность храму-горе возводились плоские храмы, окруженные прямоугольной оградой с гопурамом. (Комплекс в Пхимайе, начало XII в.).
В скульптуре этого периода прослеживается существование нескольких художественных школ. Так, например, в каменных изваяниях Будды XI-XIII вв., обнаруженных на юге страны в Сукхадае и в Лопбури, тип лица отличается продолговатым овалом, крупными губами, полузакрытыми глазами. В основном эта школа продолжала традиции кхмерского искусства.
________________________ Лекция 36. Искусство Кампучии и Таиланда__________________________
Но ряд отличий касается и стиля исполнения. Так, большая четкость в членении пластических объемов сочетается с развитием линейно- графического начала в трактовке скульптурной формы. Сама характеристика образов носит несколько более индивидуализированный характер. Еще больше проявляются особенности ранней таиландской скульптуры в бронзовых головах Будды, найденных в северной части страны (11 —13 вв.). Несмотря на сильную стилизацию, отличающую иконографический тип этого круга, образы обладают жизненностью, характеристика отличается выразительной остротой, пластическая лепка — утонченной проработкой скульптурной поверхности.
9. Формирование типа башенного храма - "пранга" и типа храмового комплекса - "вата"
Прототипом кхмерского пранга была шикхара индийского храма в индоарийском стиле. Самым древним образцом пранга служит храм Пхраратанасимахарат в Лобпури (XI-XII вв.) Прапранг как культовое сооружение возник в Камбодже и стал разновидностью тайской ступы. Это сооружение с квадратным в плане высоким основанием, над которым поднимается эллиптическая конструкция.
В культовой средневековой архитектуре Лаоса и Таиланда ват - храмовый или монастырский ансамбль, обычно симметричной планировки, включает в себя ступу, храмы, две ограды (внутренняя ограда в виде галереи со множеством позолоченных буддийских статуй).
Бот - это центр храмового комплекса, в стенах которого происходят важные события в жизни монашеской общины - исповедь, посвящение в монахи, праздничные церемонии. Бот представляет собой прямоугольное в плане здание с входом, ориентированным на восток, и большой статуей сидящего Будды на западном конце. Тайский бот функционально соответствует индийской чайтье, залу для молитв буддийских монахов, только в Индии монахи поклонялись ступе, а не громадной статуе Будды. Бот в отличие от чайтья не вырублен в скале, а имеет строго прямоугольную планировку, без апсиды. Во многих тайских храмах к боту пристраивают с четырех сторон флигели - т.н. вихан тхит, символизирующие четыре стороны света и аспекты человеческой жизни (рождение, медитация, умирание и смерть). Бот вмещает как минимум 25 человек, поскольку ритуал посвящения в монахи проводится именно при таком количестве монахов.
10. Сооружение ступ типа "чеди"
Чеди - сооружение типа ступы, имеющее колоколовидный объем на ступенчатом основании, увенчанный реликварием и с вытянутым вверх высоким шпилем в форме конуса с рельефными горизонтальными поясами. Наиболее выдающимся чеди является ступа в Накопатхоме (VIII в.), воздвигнутая в месте отдыха Будды. На руинах этой ступы при Раме IV была сооружена самая крупная тайская ступа Пхрапатомчеди высотой более 100
________________________ Лекция 36. Искусство Кампучии и Таиланда__________________________
метров, дающая представление об облике ее предшественницы - громадном колоколе, покоящемся на круглом основании многоярусной террасы с венчающей частью в сингальском стиле, с обходной галереей, с часовнями- вихарами по четырем сторонам света.
Прачеди - сиамский вариант индийской ступы. Помимо функции хранения реликвий прачеди использовались как надгробия над прахом королей, настоятелей храма. Прачеди внутри храмового комплекса могут стоять стройными рядами, могут быть разбросаны хаотично. Конструкция прачеди имеет четыре части: 1) основание («барабан»), 2) сферическое или колоколовидное тулово, 3) платформу-баланг, символизирующую сиденье для Будды, с колоннадой над ним, 4) шпиль. Основание прачеди эволюционировало от круглой формы к прямоугольной в плане. Цоколь делается многоярусным, а «колокол» приобретает угловатость. Шпиль прачеди состоит из дисков уменьшающегося диаметра, иногда имеющих форму цветов лотоса, над которыми помещается шарообразная «капля росы».
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 922;