Мавзолей Тадж-Махал

Мавзолей Тадж-Махал, расположенный на берегу реки Ямуна под Агрой, возводился с 1639 по 1653 г. Этот выдающийся во всех отношениях памятник является вершиной индо-мусульманской архитектуры. Он посвящен Ардуманд Бану, любимой жене императора Шах-Джахана, популярной в императорском окружении как Мумтаз-Махал («Избранница двора»), скончавшейся при родах.

Имя архитектора неизвестно, хотя исследователи выдвигают на этот счет ряд предположений. Называются имена, во-первых, двух братьев архитекторов, Устада Ахмада и Устада Хамида, вероятно, персов, судя по их почетному титулу «устад» (мастер). Во-вторых, зачастую автором проекта мавзолея считается византийский турок Устад Мухаммед Иса Эффенди. В- третьих, некоторые ученые зодчим усыпальницы называют венецианца Джеронимо Веронео. В-четвертых, среди предполагаемых архитекторов изредка фигурируют имена испанского августинца отца Себастиано

Манрике и некоего Августина де Бордо. В-пятых, нередко предполагается, что деятельное участие в разработке архитектурных особенностей мавзолея принимал сам Шах-Джахан, по указанию которого возводилась усыпальница его жены, и для которого зодчество было любимым и хорошо известным видом искусства. Возможно, что каждый из перечисленных архитекторов имел определенную задачу в выполнении какой-либо части работы по возведению усыпальницы. Есть сведения, что в общем за различные стороны проекта мавзолея Тадж-Махал было ответственно не менее двадцати тысяч человек.

В основе плана ансамбля усыпальницы Мумтаз-Махал лежит прямоугольник размером 579, 5 х 305 м, вытянутый с севера на юг. Центральная часть его занята квадратным в плане парком, разбитым на четыре сада по системе чар баг. На юге к парку примыкает пространство, занятое вспомогательными сооружениями. На севере ансамбль завершается террасой с мавзолеем и постройками, выходящими к реке.

Вся садовая часть ансамбля, включая террасу с мавзолеем, окружена высокой стеной из красного песчаника. На стене - парапет с бойницами. По углам стены расположены башни, увенчанные восьмиугольными павильонами-чхаттри.

В середине южной стены находится главный вход в ансамбль мавзолея. Монументальные входы имеются также на восточной и западной его сторонах.

Собственно мавзолей Тадж-Махал, в разрез с предшествующей традицией, размещен не в центре, а в задней части чар бага. Перед каждым посетителем, проходящим в ансамбль усыпальницы через арочный айван южных ворот, мавзолей предстает как некий далекий романтический мираж, плывущий белым облаком по прекрасному пространственному фону зелено- голубого ковра сада и неба.

Четыре аллеи чар бага (каждая шириной 5, 6 м), пересеченные каналами, встречаются в центре сада в лотосовом водоеме. При этом два поперечных канала связаны с водными павильонами в окружающих мавзолей стенах, в то время как два других канала, направляющие воду вдоль ансамбля, оживляются несколькими фонтанами и подчеркивают подход к главному зданию.

На западном и восточном концах северного крыла ансамбля размещены два симметричных здания из красного песчаника с белыми мраморными куполами - мечеть и гостиница. Позади этих прекрасно декорированных мрамором архитектурных сооружений расположена терраса с павильоном, обращенная к реке Ямуне.

Боковые здания ансамбля выполняют роль своеобразных крыльев мавзолея, подчеркивая своим контрастным красноватым цветом его мраморную белизну. В то же время мечеть и гостиница архитектурно перекликаются со зданием Тадж-Махала своими беломраморными куполами.

Собственно мавзолей Мумтаз-Махал представляет собой образец портально-купольного типа индо-мусульманской усыпальницы. Все сооружение поднято на облицованную белым мрамором платформу, к углам которой примыкают четыре стройных трехъярусных минарета высотой 41,8 м, увенчанные купольными павильонами-чхаттри изящной формы.

Пропорции мавзолея Тадж-Махал очень просты: его высота (от мраморной платформы до основания шпиля - 57 м) почти точно равна его ширине (56, 7 м). Высота стен усыпальницы составляет 33 м.

Венчает Тадж-Махал превосходный по форме купол на высоком барабане, окруженный четырьмя купольными чхаттри, несколько отодвинутыми в глубину здания (высота купола вместе с барабаном 24 м). Купол в нижней части близок луковичному, однако в верхней части его кривизна тангенциальна. В целом форма купола этого индо-мусульманского мавзолея, особенно при взгляде с дальних точек, напоминает форму древних буддийских ступ.

Купол увенчан пластическим изображением перевернутого цветка лотоса, поддерживающего позолоченный шпиль с двойной вазообразной фигурой. Эта особенность шпиля повторена и на четырех чхаттри мавзолея.

Изысканное убранство мавзолея включает ниши, сталактиты, панели с рельефными побегами цветов, надписи изречений Корана из черного мрамора, разноцветные зигзагообразные орнаменты, арабески и цветочные окаймления, созданные инкрустированными топазами, сапфирами, сердоликом, яшмой, хризолитом и гелиотропом.

Центральное помещение усыпальницы - это большой восьмиугольный зал, связанный лучеобразными коридорами с четырьмя входами и четырьмя угловыми залами. Он перекрыт полукруглым сводом, образующим внутреннюю оболочку купола высотой 25,6 м.

В центре главного зала мавзолея возвышаются кенотафы Мумтаз- Махал и Шах-Джахана. Оба кенотафа окружены ажурной мраморной оградой, инкрустированной самоцветами. Она является копией первоначальной решетки, сделанной из золота с эмалью и драгоценными камнями, которая была расплавлена по приказу императора Аурангзеба.

Под главным залом мавзолея расположены еще два кенотафа, скрытые в фундаменте, где расположены семнадцать запечатанных подземных комнат.

Ансамбль мавзолея Тадж-Махал демонстрирует особое отношение архитектуры к природе. Каменные здания здесь окружает искусственный ландшафт, органично перерастающий в ландшафт естественный. В то время как с юга, востока и запада Тадж-Махал окружен парком, с севера он как бы «вырастает» из вод и берега Ямуны. Не забыт и дополнительный эффект - отражение мавзолея в гладе воды каналов сада и реки. При этом главным зеркалом является большой лотосовый водоем в центре чар бага.


Лекция 35. Могольская миниатюра План лекции

1. Основные школы индийской миниатюры XVI-XVIII вв.

2. Предыстория миниатюр, их конструкция, принципы оформления обложек и страниц.

3. Важнейшие рукописи могольской школы: Бабур-намэ (к. XVI в.) из Национального музея в Дели, Британского музея и отдельные иллюстрации, Акбар-намэ (1595 г.).

4. Процесс создания миниатюры.

5. Проблема формирования кадров мастеров и стиля могольской школы.








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 860;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.