Градостроительство эпохи Великого Акбара (1566-1605 гг.)
3.1. Город Фатехпур-Сикри («Город Победы») был заложен и построен выдающимся могольским императором Акбаром (1556-1605), который был не только исключительно талантливым правителем страны и военачальником, но также любителем искусства. За десять лет (1569-1580) на месте деревни Сикри под энергичным руководством Акбара возник красивейший в империи Великих Моголов город с прекрасными каменными культовыми зданиями, дворами и сгруппированными вокруг них дворцовыми павильонами из красного песчаника. Фатехпур-Сикри стал воплощением архитектурного идеала императора: мощеными являются не только переходы между различными районами города с видами на сады и широкие внутренние дворы, но и проходы, соединяющие террасы и крыши зданий.
Город, созданный специально как официальная столица, вел оживленную торговлю со странами Азии, Востока и Европы. В нем процветали различные ремесла, изготовлялись парча, ковры, множество декоративно-прикладных художественных произведений.
Фатехпур-Сикри сохранился до наших дней в том виде, какой он имел при Акбаре. В 1586 году император был вынужден переселиться в Лахор, поближе к беспокойным северо-западным границам своего государства с Афганистаном. Вместе с отъездом правителя город опустел навсегда. С тех далеких пор заброшенные сказочные творения зодчества Фатехпура-Сикри одиноко возвышаются над окружающей их равниной.
Фатехпур-Сикри замечательно распланирован на широких холмистых террасах. С трех сторон он окружен стенами, сложенными из местного красного песчаника (форд имеет длину 9, 65 км). С четвертой стороны города расположено озеро, вода из которого с помощью особых приспособлений поднималась прежде в водонапорные башни города.
У Фатехпура-Сикри в древности было девять ворот, из которых лучше всего сохранились замечательные в архитектурном отношении «Ворота Агры».
Несмотря на четкое разграничение города на отдельные комплексы в соответствии с их назначением (культовые, дворцовые, торговые) в целом город представляет собой единую живописную композицию со свободной планировкой. Южную сторону холма занимают императорский зал аудиенций и белый мраморный ансамбль соборной мечети Джами-Масджид. Жилые дворцы Акбара и его приближенных расположены на северной стороне холма. Служебные и хозяйственные постройки размещены отдельно.
В период правления Акбара установилась классическая для индо- мусульманской архитектуры форма зданий мечети и мавзолея. Например, для мечетей была принята строго симметричная композиция. Молитвенный зал мечети, как правило, перекрывался тремя расположенными в ряд куполами. Фасад состоял из фестончатых аркад. По углам двора и зала мечети возвышались минареты.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 880;