Основные принципы изобразительного искусства и архитектуры в странах ислама
Мусульманская архитектура главным образом выражена в трех основных конструкциях: мечеть, минарет и мавзолей.
Мечеть (араб. - место поклонения) - общее название исламских культовых зданий, предназначенных для молитвы. Само по себе здание мечети не имеет сакрального характера и никак не освящается.
Самые старые мечети, облик которых сформировался к концу VII в., имели внутренний двор, центральный водоем для омовений (молящиеся должны находиться в состоянии ритуальной чистоты) и молитвенный зал напротив входа.
Направление молитвы в сторону Мекки, киблу, в мечети указывает михраб, ниша, встроенная в западную стену, к которой молящийся должен быть обращен лицом. Рядом с михрабом обычно помещается минбар, кафедра для чтения Корана и проповедей.
При входе в мечеть верующие, идущие на молитву, должны снять обувь. По этой причине пол мечети и ее двор обычно устланы циновками или коврами.
Для молитвы женщин в мечети существуют специально отгороженные помещения в общем зале или на галереях.
В мечетях нередко размещены книгохранилища. Иногда мечети имеют в пределах своих стен усыпальницы святых.
По назначению различаются мечети для ежедневных (масджид), пятничных (джами) и загородных (мусалла) молений. Выделяются также «соборные», «квартальные», «вокзальные», «дворцовые», «домовые» мечети и мечети в школах-медресе.
По планировке различают колонные мечети (прямоугольный двор с галереями на трех сторонах и многоколонным молитвенным залом на стороне киблы), айванные мечети (сводчатые или колонные террасы-айваны по осям внутреннего двора, иногда крытого) и центрально-купольные мечети (молитвенный зал в центре здания перекрыт большим куполом). В различных странах, исповедующих ислам, под воздействием местных традиций сложились локальные типы мечетей.
Мечети содержатся на пожертвования верующих (и)или государственные субсидии. Служители мечетей - имамы, хатыбы, муэдзины - не обладают святостью и благодатью. Они выступают организаторами ритуала.
Главной мечетью мусульманского мира считается расположенная на территории Саудовской Аравии мекканская Масджид аль-харам с Каабой в центре.
Кааба (араб. - куб) - главное святилище-алтарь ислама, земное воплощение «небесной Каабы». Это почти кубическое каменное здание (12 х 10 м, высотой 15 м), расчлененное по вертикали на цоколь, стены, карниз и перекрытое плоским балочным потолком на трех деревянных столбах.
В восточный угол Каабы на высоте 1, 5 м вмонтирован «черный камень» - святая святых ислама (состоит из оправленных в серебро трех черновато-красных кусков метеоритного происхождения камня, по преданию посланного Аллахом в Мекку низвергнутому на землю Адаму).
Внутри пол и нижняя часть стен выложены мрамором, выше стены и потолок обиты красным шелком. Снаружи Кааба как символ Мироздания всегда покрыта черной с золотым и серебряным шитьем тканью - кисвой.
Именно в сторону Каабы, строго ориентированной по сторонам света, обращен каждый мусульманин во время своей ежедневной многократной молитвы.
Минарет (араб. - сигнальная световая башня, маяк) - в культовой мусульманской архитектуре высокая столпообразная постройка, предназначенная для азана (призыва мусульман на молитву), совершаемого муэдзином (араб. - взывающий) с кругового балкона, галереи или верхней площадки башни, обычно увенчанной фонарем. Существует два типа минаретов - круглые и прямоугольные в плане. Минарет - символ мусульманского присутствия на завоеванных арабами территориях - может составлять с мечетью единый ансамбль или стоять отдельно. Два минарета возле мечети олицетворяют две руки, возносящие молитву Аллаху.
Мавзолей - монументальное надгробное сооружение, берущее исток от гробницы правителя Карии Мавсола в Галикарнасе (IV в. до н.э.). Хотя ислам требует простых захоронений в земле, лицом к Мекке, мавзолей в мусульманских странах является весьма привлекательным объектом для архитекторов. Центральный зал мавзолея обычно кубический (кубба) и покрыт куполообразным потолком. Переход от квадрата к кругу происходит посредством восьмиугольного цилиндра, в котором арка или полукупол в углах куббы преобразовывает квадрат в восьмиугольник.
Мавзолей обычно располагается в центре чар бага (парка, разделенного на четыре сада) на пересечении четырех приподнятых аллей, вдоль которых течет вода. Такое место есть архитектурное представление исламского рая. В центре парка играет фонтан жизни. Из него изливаются четыре священные реки. Если могила уважаемого в мусульманском мире человека помещена в этом месте, то покойный представляется отданным в объятия вечности.
3. Особенности культуры ислама в Индии. Проблема "индо-мусульманского синтеза"
Год 1192 стал решающей датой в индийской истории. Войска под предводительством Мухаммада - тюркского военачальника из племени сельджуков - разбили коалицию индийских правителей на равнине Тараин севернее Дели. В результате мусульманская культура, включая культуру художественную, вместе с многочисленными арабскими завоевателями потоком хлынула в Индию.
Ислам принес на территорию Индостана культовое зодчество, основные формы которого сложились к концу VIII в., т.е. задолго до покорения Индии.
Архитектура ислама, попав в результате центробежного мусульманского движения на территорию Индостана, встретилась с диаметрально противоположным зодчеством. Во-первых, если мечеть ясна обликом, то индуистский храм полон тайн и загадок. Во-вторых, мечеть открыта свету и воздуху, знаменует общедоступность. Индуистский храм имеет толстые и глухие стены, внутри храма царит полумрак, сумрачные переходы и непроницаемые для света камеры святилищ, зачастую ревностно охраняемые. В-третьих, мечеть не нуждается в центральном святилище, здесь молящимся достаточно повернуться в сторону Мекки. В индуистском храме центром культового притяжения выступает священная гарбхагриха со скульптурным изображением бога внутри, зачастую глубоко скрытая в лабиринте коридоров. В-четвертых, если мечеть легко обозрима, то индуистский храм сложно и тяжело устремлен ввысь. В-пятых, индуистские архитекторы предпочитают для покрытия культовых зданий использование плоских крыш и «ложного» свода камнями напуском. Мусульманские зодчие широко используют арку и создают «настоящий» сводчатый потолок. В- шестых, индуистский храм строится без использования связующих материалов, тогда как исламская мечеть возводится с применением известкового раствора. В-седьмых, ислам - строго монотеистическая религия, исключающая любое проявление антропоморфизма; поэтому художественное оформление мечетей, минаретов, мавзолеев основано исключительно на геометрических или цветочных орнаментах и каллиграфии. Индуистский же храм заполнен множеством скульптурных фигур богов, людей, демонов и животных, которые почти стирают линии архитектурной конструкции святилища. В-восьмых, если символизм индуистской архитектуры во всей его полноте понятен лишь немногим посвященным, то исламский символизм намного более явный: мечеть есть прямолинейное и открытое строение, всегда ориентированное на Мекку, с определенным акцентом на фасаде, очевидным для всех мусульман.
И все же этим принципиально различным формам зодчества предстояло найти область сближения, которая стала обнаруживаться в пространстве взаимодействия художественных культур индуизма и ислама на рубеже XII-XIII столетий.
О развитии индо-мусульманской архитектуры свидетельствуют главным образом те памятники зодчества, что сохранились от времени властвования султанатов в Дели, постройки в провинции (Декане), а также строительные шедевры, возведенные в период двухсотлетнего правления в стране (XVI-XVII вв.) династии Великих Моголов.
Старейшим исламским культовым сооружением в Индии является мечеть Кувват-ул-ислам («Мощь ислама») в Дели (1193-1199), которую нередко называют мечетью Кутб уд-дина по имени султана, построившего эту мечеть.
На территории мечети Кувват-ул-ислам расположено одно из самых выдающихся произведений раннего периода индо-мусульманского зодчества - минарет Кутб-Минар (1200-1236). Именно здесь наиболее ярко обозначено пространство синтеза исламских архитектурных форм, проникших в Индию из Ирана, Средней и Малой Азии с индуистскими принципами строительства.
Первых султанов и наместников в Индии местные жители, видя в них захватчиков, ненавидели. Завоеватели чувствовали себя изолированными в окружающем их огромном индуистском океане. Неудивительно, что вплоть до XVI в. мусульманские правители, возводя различного рода культовые здания, защищали себя толстыми стенами, слепыми окнами, арками и низкими, пугающе громадными куполами. Например, мавзолеи, построенные при Мухаммаде Туглаке (1325-1351), выглядят на редкость тяжелыми и приземистыми. От их сурового облика, словно от оборонительных сооружений, исходит некая угроза. Недаром в XIII-XVI вв. в Индии получили развитие мавзолеи так называемого «крепостного типа».
Крепостной тип индо-мусульманского мавзолея включает в себя два основных вида монументальной гробницы. Первый вид усыпальницы, используемый преимущественно для правителей, представлял собой одноэтажное здание, расположенное на восьмиугольном постаменте с верандой, которая, окружая со всех сторон гробницу, имела двойную функцию: веранда, с одной стороны, создавала тень, и, с другой стороны, своими арочными проемами облегчала в целом довольно тяжелое и мрачное сооружение. Второй вид мавзолея, предназначавшийся в большинстве случаев для титулованных особ, имел квадратный постамент и два или более этажа, но был лишен веранды.
Оба вида мусульманских гробниц имели купол, хотя иногда он казался немного сглаженным. Этот недостаток преодолевался подъемом барабана, на котором устанавливался купол, и окружением самого купола восьмью маленькими куполами, расположенными на чхаттри (киосках с тонкими колоннами).
Классическим образцом восьмиугольной усыпальницы является мавзолей Сикандар-шаха в Садах Лоди, построенный в Дели в 1517 году. Гробница окружена тройной арочной верандой, которая облегчает тяжесть строения и снабжена широким непрерывным навесом. Купол мавзолея - первый пример наличия внутреннего потолка над усыпальницей и отдельного внешнего купола соответствующего размера. Внутри усыпальницы расположены кенотафы Сикандар-шаха и его ближайших родственников, тогда как их тела в соответствии с мусульманской традицией захоронены в земле под мавзолеем.
К мемориальным сооружениям крепостного типа оригинальной архитектуры принадлежит знаменитый мавзолей Шер-шаха Сур (15401545) в Сасараме (штат Бихар), построенный над могилой славного воина и правителя Делийского султаната. Усыпальница, созданная по проекту зодчего Аливал Хана, возвышается на острове посреди искусственного водоема размером 427 х 427 м. Прямо из воды поднимаются ступени квадратной платформы, на которой расположена высокая терраса с мощной стеной, образующей квадратный двор, размером 76, 3 х 76, 3 м, с купольными киосками-чхаттри по углам.
В конце XVI - начале XVII столетия крепостной тип мавзолея перестает быть актуальным, равно как форма низкого и широкого купола гробницы. Поскольку в это время мусульманские правители стали считать себя не завоевателями, а законными хозяевами индийской земли, постольку их усыпальницы перестали походить на оборонительные сооружения.
Новый тип гробницы индо-мусульманской архитектуры демонстрирует мавзолей Мухаммеда Адиль-шаха (закончен в 1660), находящийся в Биджапуре (штат Майсур), который широко известен как Гол Гумбаз («Круглый Купол»),
Здание усыпальницы Мухаммеда Адиль-шаха, поднятое на террасу, имеет форму, близкую к кубической (61 х 59,8 м). Архитектурный облик гробницы оживлен и облегчен ажурными семиэтажными башенками со сферическими куполками и открытой галереей, проходящей вкруг всего сооружения над карнизом. Стены мавзолея декорированы глухими стрельчатой формы тройными арками и миниатюрными минаретами на парапете.
Огромный центральный купол здания, имеющий почти 44 м по внешнему диаметру, первоначально был покрыт золоченой медью. Основание купола обрамляет монументальное ожерелье из лепестков лотоса.
Перекрытие куполом квадратного пространства мавзолея (длина каждой внутренней стены 41,3 м) осуществлено по византийскому принципу. Кольцевые ряды кирпичной кладки покоятся на толстом слое цементного раствора. Переход от квадратного основания к круглому в плане куполу достигнут при помощи «парусов», принявших здесь вид «сталактитов», и тромпов (купол в восьми точках опирается на стены, усиленные внутренними пилястрами в качестве контрфорсов).
Мавзолей Гол Гумбаз завершает развитие культового индо- мусульманского зодчества возглавляемых исламскими правителями государств, которые существовали на территории Декана.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1818;