Причины возникновения эротической скульптуры на стенах храмов

Эротическая скульптура встречается на стенах святилищ практически всех важнейших индуистских божеств - Шивы и Вишну, Сурьи и Брахмы. Впервые скульптурные изображения обнаженных дев-сурасундари (храмовых проституток), а также сцен «митхуна» (обнимающиеся влюбленные) и «майтхуна» (влюбленные, совершающие половое соитие) появились в VI в. на фасадах храмов в Юго-Западном Декане и Восточной Индии. С VII в. подобные изображения становятся популярными для большинства храмов Ориссы. Особенно насыщены эротической скульптурой стены святилищ в Бхубанешваре, Конараке и Кхаджурахо. Расцвет подобной индуистской пластики падает на X-XII вв. В это время эротические изображения «майтхуны», т.е. любовного совокупления животных, птиц, людей, становится неотъемлемой частью храмового декора. Священные трактаты, которые служили основой строительства индуистских храмов, предписывали в качестве обязательного элемента присутствие на стенах каждого святилища как минимум одной эротической сцены.

По-разному взаимодействуя с тяжелыми архитектурными формами, легкие и изящные изображения женских и мужских обнаженных фигур, покрывая поверхность индуистских храмов в самых важных местах, то сливаются с вертикальной плоскостью стен, то выступают вперед, контрастируя с ними. При этом горельефные изображения сцен «митхуны» и «майтхуны» в основном рассчитаны на фронтальное восприятие. Рассмотренные же под углом снизу вверх, они, благодаря высокому рельефу, при различном освещении солнцем всякий раз производят новое впечатление. Высота эротических скульптур на Юге Индии обычно редко превышает 30-50 см, тогда как на Севере достигает 1,5 м.

При всей типичности ликов и фигур обнаженных скульптурных фигур дев-сурасундари - тонкая талия, пышные бедра, шарообразные тяжелые груди, нежный изгиб рук и ног, точеные лодыжки, удлиненный разрез глаз, заостренный нос - мастерам удалось добиться индивидуализации каждого пластического изображения. Например, среди девятисот эротических фигур храма Кандарьямахадева (шестьсот сорок шесть из них находятся на наружных стенах сооружения) трудно найти хотя бы два идентичных изображения.

Персонажи сцен «митхуны» и «майтхуны», представленные на стенах храмов Бхубанешвара, Конарака и Кхаджурахо, свободно размещены в отведенных им местах в жизненно-убедительных позах. Фон, на котором располагаются почти трехмерные горельефные изображения обнимающихся, целующихся и совокупляющихся мужчин и женщин, почти нейтральный. Скульптурные фигуры людей максимально освобождены от одежд, головных уборов, ювелирных украшений. Если же таковые мастерами вводятся, то для того, чтобы лишний раз продемонстрировать индивидуальную красоту и пластичность человеческого тела.

Главными действующими лицами скульптурных эротических сцен на стенах индуистских храмов выступают полубоги, герои «Махабхараты» и «Рамаяны», аскеты, куртизанки, храмовые танцовщицы. Ведущие боги индуизма в большинстве случаев не являются непосредственными участниками «митхуны» и «майтхуны». Они играют роль активных или пассивных наблюдателей процесса ритуального соития.

Помимо статуй отдельных пар, запечатленных в различных по степени сложности позициях «майтхуны», в храмовой скульптуре Индии получило распространение изображение оргиастических сцен.

Исследователи отмечают несколько причин появления и бурного развития эротической скульптуры в Индии: влияние культа плодородия богини-Матери; роль тантризма, видевшего в эротике мощную первобытную энергию, способствующую единению Атмана и Брахмана, человеческой души и высшего Духа; защитные свойства секса; испытание духовных сил аскетов, монахов и паломников; эротическое образование народных масс.

Во-первых, по представлениям индоарийцев небо и земля подобны супружеской паре, а дождь - животворящему семени. В Древней Индии был развит культ богини-Матери, обеспечивающей существование всего живого, включая и человека. Позднее культ богини-Матери превратился в культ Шакти, символически представленной женскими гениталиями (йони). В индуизме жены Шивы - Парвати, Кали, Дурга, Ума - есть не что иное, как персонификации Шакти.

Во-вторых, известно, что эротическое познание и сексуальное умение с древности высоко ценились в Индии. Техника мастерского совокупления входила даже в систему образования аристократической молодежи. Особой популярностью пользовалась «Камасутра» («Трактат об искусстве любви»).

В-третьих, в средневековой Индии очень широко было распространено учение тантризма (тантра - длительность, непрерывность, сцепленность, продолжительность). Тантрические школы были и в индуизме, и в буддизме. Тантра - это деятельная система, способствующая освобождению от круга перерождений. Наиболее часто тантриками использовалась мантра «драгоценный камень в лотосе», являвшаяся метафорой акта ритуального совокупления.

В-четвертых, скульптурная эротика издавна выполняла для индуистов защитно-охранительную функцию. Сцены «митхуны» и «майтхуны» призваны были поддержать веру человека в то, что соитие мужского и женского начал приводит в движение могущественную силу, способную обуздать эпидемии и стихийные бедствия, приносящую плодородие и предохраняющую против сил зла.

В-пятых, среди эротической храмовой скульптуры Ориссы и Кхаджурахо весьма распространены сцены демонстрации обнаженных мужских и особенно женских гениталий. Перед входом в храм каждый паломник должен был вложить свой палец как олицетворение мужского полового органа в отверстие женского полового органа скульптурного изображения девы-сурасундари. Тем самым проверялась духовная чистота храмовых посетителей, их страстная готовность к ритуальному совокуплению и полное равнодушие к бытовому сексу.

Следует подчеркнуть, что для индуистов то, что европейцы называют словом «секс», является не греховно запретным делом, а, наоборот, важнейшим элементом освобождения людей от греха, фактом богослужения. Находя друг друга и в любви совокупляясь, индийские мужчина и женщина свято верят, что своим пронизанным религиозной страстью соитием они осуществляют великую духовную миссию, акт соучастия в самоутверждении Полноты Бытия.


Лекция 32. Ислам: культура и искусство. Искусство стран ислама

План лекции

1. Религия ислама. Мекка. Кааба.

2. Основные принципы изобразительного искусства и архитектуры в странах ислама.

3. Особенности культуры ислама в Индии. Проблема "индо- мусульманского синтеза".








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1440;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.