Специфика преломления гуптского стиля в индуистской архитектуре
Строительство в кладке из тесанного камня началось в северо-западных районах Индии в I в. новой эры, в центральных районах - в V в., а на крайнем Юге страны - в VII в. При этом вплоть до 13 столетия зодчество из каменных блоков ограничивалось лишь культовыми сооружениями. Индуистские храмы строились преимущественно из мягкого известняка, хотя южноиндийские мастера при строительстве святилищ широко пользовались песчаником и гранитом. Каменные блоки соединялись не на растворе, а с помощью деревянных клиньев, которые забивались в просверленные в камне отверстия, или посредством металлических штырей. Как правило, архитекторы-индуисты перед возведением храмов делали предварительные проекты и специальные масштабные модели.
Все индуисты в древности считали храм жилищем бога, а жрецов - его слугами. Основным культовым действом являлась пуджа, т.е. ритуальное служение божеству. Отправление религиозного культа начиналось с рассветом. К изображению божества (мурти) подходили с приветствиями, подносили ему воду для омовения, одевали, украшали гирляндами цветов и благовониями. В дни праздника жрецы-брахманы выносили изваяние божества из святилища, поднимали его на колесницы-ратхи и совершали вместе с ним религиозное шествие. В это время в храме играла музыка и танцевали танцовщицы, услаждавшие божество ритмико-символическими движениями своего тела.
В храме изображению божества приносили ритуальную еду, зажигали светильники, а с наступлением сумерек готовили мурти ко сну.
В обряд обычно входили магические заклинания - мантры, т.е. набор отдельных слогов, считавшихся священными и пользовавшихся почитанием. Мантры произносились шепотом. В момент молитвы на слогах мантр было сосредоточено все внимание верующих. Внешний обряд индуистами отделялся от внутреннего обряда, который требовал от каждого верующего напряжения всех психических сил. Вера в действенность мантр была в среде индуистов очень сильна.
К магическим заклинаниям примыкали нанесения на тело изображений своего божества. Первоначально это была татуировка, позднее индуизм ввел в практику обычай ритуального выжигания клейма.
Значительное внимание уделялось обетам. Наиболее частой формой обета был пост, подразумевавший почти полное голодание. Посту приписывалось магическое значение. Считалось, что пост угоден божеству и может принести верующему успех в достижении главной цели индуиста - достижению религиозного единства конечного человека с бесконечным богом.
Самые ранние индуистские храмы исчезли бесследно, однако многие архитектурные особенности каменных индуистских храмов, как монолитных, так и созданных из тесанных блоков, возникли под неоспоримым влиянием деревянного зодчества и буддийской архитектурной традиции. Например, зачастую в каменных культовых сооружениях воспроизводятся не только деревянные балки и прогоны, но даже головки гвоздей и соединение настила пола досками в шпунт, т.е. так, что одни каменные плиты имеют в месте шва пазы, а другие - гребни.
Основные части индуистского храма типа нагара таковы:
1) адхиштхсша - высокая цокольная платформа с одним или несколькими лестничными блоками, символизирующая алтарь, на котором собственно храм приносится в жертву божеству; при модульных характеристиках пропорций храма мера цоколя в расчет не принимается; храм мыслится как структурное целое, покоящееся на алтаре-адхиштхане;
2) ардхаманда - входной павильон;
3) мандапам - павильон с пирамидальной крышей, предназначенный для молящихся;
4) антарста - особый зал, ведущий из мандапам во внутреннее святилище;
5) гарбхагриха - прямоугольное внутреннее святилище (святая святых), в котором находится мурти, т.е. изображение бога; мурти размещается на питхе или пьедестале, который ставится на том месте, где зарыт сосуд с девятью символическими предметами, представлявшими девять священных планет; сосуд символизирует плодородное лоно природы, а пьедестал для статуи бога олицетворяет собой гору Меру;
6) шикхара - пирамидальная надстройка над святая святых храма; при возведении шикхары эффект купола достигается за счет горизонтальных членений надстройки (в случае строительства из тесанных блоков) на частые ряды сужающихся кверху слоев кладки камня; шикхара также является аналогом горы Меру.
Гора Меру вообще играет большую роль в индуистской символике. На ее вершине происходит встреча двух сфер - Земли и Неба, образующих священное пространство, в котором пребывают и действуют боги. Это - точка перехода из одной сферы в другую, исполненная разнообразных запретов и достижимая лишь для посвященных. Гора Меру, или, как ее называют, Гора Лотоса, Бриллиантовый пик - краеугольный камень священной географии индуизма. Она стоит в центре концентрически расположенных семи юг. В земном мире Гора Меру связана с истоком всех явлений. На ее пирамидальных склонах реализуются все возможности божественного начала, и находят последовательное выражение многочисленные фазы бытия от самых изысканных до самых грубых. Этот процесс схематически запечатлен в фигуре треугольника, в котором стороны, представляющие противоположности, порождающие множественность, исходят из его вершины, олицетворяющей Единое. Не случайно в основе архитектурной композиции практически всех индуистских храмов лежит форма геометрического треугольника и стереометрической пирамиды.
По углам шикхары индуистского храма типа нагара древние мастера возводили ангаишкхары, или урушринги, уменьшенные шикхары, функцией которых было подчеркивание стрельчатой формы надстройки храма, вертикальной направленности святилища. В результате этого горизонтальный план храма, связанный с мирским бытием и многообразием его форм, и вертикальный, соотносимый с онтологической сущностью Вселенной, сливаются в едином и энергичном порыве вверх. Взаимопроникновение центростремительных и центробежных сил создает сильную напряженность внешнего пространства храма и превращает его в эманирующую и имманирующую спираль космической божественной энергии.
Изогнутые контуры шикхары, олицетворяющей купол тварного мира, завершаются каменным барабаном паттикой и амстакой, сегментированным элементом, форма которого напоминает плод водяной тыквы. Паттика и амалака индуистского храма типа нагара вместе моделируют не что иное, как узел Мироздания.
На амалаке сверху расположена калаша, или кумбха - каменный сосуд, символизирующий чашу дотварных вод.
Почти всегда над кумбхой индуистского храма развевается флаг на шесте - знак божественной оси Мироздания, соединяющей Небо и Землю, дотварный и сотворенный миры Вселенной.
В большинстве случаев индуистские храмы типа нагара богато украшены скульптурой. Можно сказать, что аламкара (украшение) - неотьемлемая часть устройства храма. Его задачей является привлечение внимания индуиста к красоте храма, а для духовно продвинутых - к заключенной в нем глубокой символике. Украшения располагаются на храме по определенной системе. Так, например, макара (водное чудовище), фантастические животные, слоны часто изображаются на цоколе-адхишхане, держащем все здание; боги и мифические персонажи - на стенах мандапам, обычно в сочетании с растениями, исполненными жизненных соков. По сторонам шикхары, как правило, изображаются вьялы (фантастические львы) или другие мифические существа, которые одновременно поддерживают и охраняют амалаку и кумбху с четырех сторон света. Преобладание геометрического декора на стенах внутреннего святилища указывает на его связь с сакральным миром.
Стены, скульптура и декор индуистских храмов покрыты слоем белой штукатурки - символом чистоты и духовности, света и радости - и расписаны красками тех цветов, которые олицетворяют аспекты изначальной природной субстанции.
Таким образом, индуистский храм типа нагара понимается верующими как божественное начало, явленное на земле, как эманация энергии от бесконечного в конечное и имманация энергии конечного к бесконечному. Бинду, точка, лежащая на вершине храма над кумбхой, символизирует семя бытия, в котором содержится мир во всех его проявлениях. Он разворачивается от стройных очертаний шикхары, через геометрические и растительные узоры к скульптурным формам на стенах мандапам и внутреннему святилищу, где бинду представлено в виде мурти бога. Символизм храмовой архитектуры может быть прочитан от вершины храма к его цоколю и наоборот: как нисхождение божества и порождение Вселенной; или как восхождение человека и растворение его в бескрайнем космосе Абсолюта.
2. Храм № 17 в Санчи как ранний памятник т.н. "эмбрионального" типа храма
Храм № 17 (Санчи, IV-V вв.) - образец ранней индуистской архитектуры типа нагара из тесанного камня без шикхары. Представляет собой сложенное из квадров святилище кубообразной формы, высотой чуть больше 5 метров, с четырехколонным портиком перед ним и гладкими наружными стенами. Храм имеет плоское перекрытие и апсидное закругление. Он приподнят на цоколе в три ряда каменных блоков.
Храм отличается изяществом пропорций, простотой архитектурных форм, утонченным рисунком декора, тщательностью строительных работ и отделки. Его колонны богато профилированы и имеют сложную капитель, элементом которой является перевернутый лотос в виде колокола. Наружные стены святилища со стороны портика декорированы полуколоннами с пластическим орнаментом того же рисунка, что и колонны храма.
Такой тип храма был развит в более поздний период гуптской эпохи (V-VI вв.), когда храмы небольших размеров строились из кирпичей, соединенных штырями, и снабжались плоскими каменными крышами с выступающими краями. Примерами такого рода являются храмы в Ахичатре и Бхитаргаоне (штат Уттар-Прадеш), храмы Шивы в Бхураме, Парвати в Начна Кутаре и Сирпур в Мадхья-Прадеш.
Индуистские храмы из тесанного камня сохранили и развили традицию маленьких буддийских чайтья, в которых тесное, замкнутое внутреннее пространство с алтарем и находящимся на нем символом или изображением божества было недоступно прихожанам и открывалось к ним лишь небольшим проемом. В индуистской храмовой традиции алтарное пространство не было объединено с залом для верующих. Оно оставалось, как и в буддийские времена, гарбхагрихой - сокровенным «лоном зародыша».
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 761;