Каноны антропоморфного изображения Шивы
Шива в качестве антропоморфной фигуры изображается в скульптуре божеством, несущим людям благо или непосредственно, или через бедствия. Шива-мурти может быть пластически представлен стоящим, сидящим или танцующим, а в аспекте йогина - в устрашающем и многих более разнообразных видах другие божества индуизма.
Бог Шива, изображаемый стоящим в позе благоволения выступает как Чандра-секхара-мурти. При подобном явлении скульптурный Шива имеет три глаза, четыре руки, улыбающееся лицо, прическу в форме полумесяца. В шиваизме существует несколько вариаций этого состояния бога. Из них наиболее важными выступают пять явлений Шивы, имеющие каждое свое название: 1) Шива с топориком в одной из рук и с антилопой в другой; 2) Шива с супругой Умой (Парвати); 3) Шива в позе двух наклонов с антилопой и топориком в руках, обнимающий свою жену Уму, держащую цветок (очень популярное изображение в храмах Юга Индии); 4) Шива с четками и трезубцем в руках; 5) Шива с резцом, мечом, трезубцем и половиной человеческого черепа в руках (достаточно редкое изображение).
Статуи сидящего Шивы также весьма разнообразны. Например, если Шива с супругой Умой сидят рядом друг с другом, а их младший сын Картикейя (Субрахманья) стоит между ними с цветами в обеих руках, то такая скульптурная группа называется Сомасканда-мурти. Если же Шива сидит и держит супругу Уму на своем левом бедре (при этом число рук у бога может быть разное), то такая статуарная группа именуется Ума- Махешвара-мурти. В случае, когда Шива изображается сидящим вместе с супругой Умой и держащим руку на голове своего почитателя - мальчика Чандеша, статуарная группа носит название Чандеш-ануграха-мурти.
Существует целый ряд скульптурных изображений Шивы в грозном аспекте - Самхара-мурти. В этом проявлении бог изображается с клыками во рту, вытаращенными глазами и с оружием в четырех и более руках. Некоторые виды этого аспекта Шивы в индуизме наиболее важны. Габжасура-мурти представляет Шиву стоящим на голове убитого им слона- демона и прикрывающимся слоновой шкурой. Бог в этом случае изображается с четырьмя или восемью руками, держащими оружие, с левой ногой, опирающейся на голову слона, и с приподнятой правой ногой. Бхайрава - лик Шивы устрашающий, из его полуоткрытого рта торчат клыки; у бога изображается четыре, восемь, двенадцать или больше рук с оружием, на шее гирлянда из человеческих черепов. Агхора-мурти - статуя восьмирукого Шивы изображает бога стоящим и держащим в руках трезубец, барабан, череп, булаву, меч, лук.
Очень интересной и важной группой изображений являются скульптуры танцующего Шивы - Нритья-мурти, включающие наиболее значительное представление бога - Шиву Натараджу ("Владыка танца"). В случае, если вокруг статуэтки танцующего Шивы нет пылающего нимба, то это изображение Шивы Натеши. Ананда-тандава имеет несколько вариантов. Согласно одному из них статуарный Шива исполняет танец экстаза, попирая ногой карлика-демона Миялаку. В другом варианте танца тандава у Шивы Натараджи принято изображать десять рук, каждая из которых снабжена оружием. Божество, танцуя, опирается на правую ногу, тогда как его левая нога приподнята. Нананда-тандава отличается от танцевальной позы ананда- тандава тем, что Натараджа статуарно представлен здесь стоящим на левой ноге с приподнятой правой ногой. В других вариантах изображения Шивы танцующего бог явлен так же, как и в танце экстаза, меняется только число рук Натараджи и количество его глаз.
Индуизм располагает еще шестью видами скульптурных изображений специальных танцев Шивы, из которых наиболее интересны Чатура, показывающие Натараджу, стоящего правой ногой на макушке сидящего демона.
Нередки скульптурные изображения Шивы, являющие бога в единстве его женской и мужской ипостасей. Так, например, Ардханаришвара-мурти представляет Шиву, у которого правая половина туловища мужская, а левая - женская. Харихара-мурти скульптурно являет стоящего Шиву, у которого правая половина туловища с его собственными эмблемами, а левая - с эмблемами бога Вишну. В этом двойственном изображении шиваизм и вишнуизм находят примирение.
Сада-Шива-мурти представляет бога шиваитов как высшее Проявление единой верховной сущности Тримурти. При подобном скульптурном изображении Шива имеет пять ликов, означающих пять главных аспектов бога, десять рук в различных Пудрах с оружием и другими эмблемами. При этом над пятиликим Шивой изображается Маха-Сада-Шива, т.е. Великий Сада-Шива, имеющий двадцать пять голов, семьдесят пять глаз и пять-десят рук со множеством эмблем.
В шиваизме нередки скульптурные изображения Шивы » виде обыкновенного человека с одной парой рук и без каких-либо эмблем. Всего насчитывается порядка двадцати подобных наиболее важных видов Шивы. Например, Шива Вришавахана - изображение двурукого бога, стоящего в позе трибханга и опирающегося правой рукой на своего вахану - быка Нанди. Ноги Шивы при этом скрещены, кисть левой руки с горизонтально вытянутыми пальцами в положении катисама-мудра слегка опирается о бедро, волосы уложены длинными тонкими прядями, образующими форму тюрбана, вокруг бедер узкая легкая повязка, через плечо перекинут священный шнур. Шива в позе Бхикшатана-мурти скульптурно представляет бога в виде бродячего нищего. Шива изображается здесь обнаженным. Чресла бога опоясаны коброй, раздутый капюшон которой выступает над левым бедром под рукой Шивы, держащей чашу из черепа (капала). Правая рука божества опущена к самке оленя, еще одна рука Шивы держит барабанчик - модель Вселенной.
Винадхара Дакшина-мурти являет Шиву в качестве йогина и наставника в музыке. Бог статуарно изображается сидящим в позе отдыха: левая нога Шивы лежит поперек бедра другой его ноги, которая спущена с сиденья и попирает поверженного карлика - демона Миялаку. В приподнятых руках божество держит бутон лотоса и четки. У этого типа изображений три вариации, которые отличаются друг от друга разным положением ног Шивы.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1548;