Официальные рельефы и росписи последней трети Нового царства
В рельефах и росписях последней трети Нового царства тоже нашли свое отражение сложность и противоречивость эпохи.
Возврат к традициям XVIII династии более всего ощутился в храмовых рельефах культового содержания, хотя и здесь искусство Амарны продолжало (хотя и в незначительном количестве) быть.
Лучшими образцами официальных рельефов являются изображение Сети I е Карнаке. Хотя преимущественное значение здесь имеет канон образца XVIII династии, фигура фараона Сети I жизненно портретна, тщательно моделирована, тонко проработаны скульптурные детали.
Уже говорилось о том, что на пилонах своих заупокойных храмов и храмов в Карнаке, а также на внешних стенах архитектурных сооружений мастера Сета I и Рамсесов развертывают огромные рельефные композиции - своеобразные наглядные летописи царских победных походов. Здесь показаны и военные советы, и лагерные стоянки, и и взятие крепостей, и крупные сражения, торжественные встречи фараонов, и большие морские сражения (например, сражение Рамсеса III с «народами моря»).
Это огромные, невиданные прежде в Египте рельефные картины, полные движения, массы действующих лиц, множество различных эпизодов.
Если раньше при изображении воинского сражения фараон (и только он) изображался преувеличенных размеров, поражающий группу пленных врагов, то теперь в рельефах предстают сами участники походов. Каменные сцены теперь повествуют о тех колоссальных трудностях, которые приходится преодолевать как правителю страны, так и его войскам. Все это, с одной стороны, придавало деяниям царя с египтянами определенную заразительность, а с другой - склоняло чашу интереса от божественной помощи Амона к действиям царя и его войска (царь победил, потому что он силен).
Новые задачи требовали и новых форм. Теперь участки стен и пилонов - это единые композиции, построенные уже не регистрами, а по единому принципу, панорамному по своим композиционным ходам, т.е. охватывающему как бы с птичьего полета всю территорию - лагерь, поле сражения, пограничные укрепления.
Общие композиционные принципы построения рельефов в период XIX-XX династий - это новшества, берущие свое начало опять же в искусстве Амарны, от композиций торжественных выездов фараона Эхнатона, до рельефных и живописных сцен посещений царской семьей храмов, что занимали целые стены в гробницах амарнской знати.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 531;