Изобразительное искусство первой половины XII династии
Отмеченное выше стремление следовать искусству Древнего царства проявляется в начале XII династии, в первую очередь, на памятниках официального изобразительного искусства. Примером могут служить росписи на стенах вырубленной в скалах фиванского некрополя гробницы современника Сенусерта I везира Антефокера и его жены Сенет. Почти для каждой сцены этих росписей можно найти прототипы в искусстве Древнего царства. Так, сцена охоты Антефокера в пустыне в основных чертах повторяет аналогичное изображение из заупокойного храма фараона Сахура. Основную часть композиции и там и тут занимает загон со зверями. Перед воротами загона в такой же позе, как Сахура, бежит Антефокер; за ним идет оруженосец, показанный вдвое ниже.
Загон со зверями на росписи гробницы Антефокера почти идентичен загону на рельефе из храма Сахура: звери расположены рядами, песчаные холмы трактованы в виде неровной полосы с точками и отдельными низкими растениями; повторяются даже группы зверей — собака, загрызающая опрокинутую на спину газель, собака, хватающая за заднюю ногу антилопу, пронзенный стрелами бык, падающий против входа в загон, пары антилоп и газелей, гиена, пытающаяся перегрызть ранившую ее стрелу. Как на рельефе Сахура, среди песчаных холмов загона Антефокера прячутся ежи, прыгают зайцы, бегут лисицы.
Статуи первых фараонов XII династии также во многом близки аналогичным памятникам Древнего царства: сохраняются те же типы скульптур, те же основные иконографические черты. Небольшой по сравнению с туловищем клафт не дает, как и раньше, общей линии контура головы и плеч; верхняя линия головы по-прежнему слегка выпукла и не имеет характерных для более поздних статуй впадин перед боковыми лопастями клафта, идущими совершенно прямо; форма сторон трона прямоугольная, типичная для тронов VI династии. Постепенно в иконографии фараонов первой половины Среднего царства появляется ряд изменений: толстые нагрудные лопасти клафта, сгибающиеся теперь почти у самого плеча (а не на уровне уха, как в Древнем царстве) и повторяющие линии плеч; двойная штриховка платка узкими и широкими полосами; широкое тело урея и в особенности важная новая деталь — впервые четко выработанная еще одна линия сгиба клафта — височная, придающая законченность и четкость общему виду головного убора.
При анализе царской скульптуры времени XII династии существенным является вопрос о назначении различных статуй. Поэтому очень важно отметить, что, наряду с заупокойной и хеб-седной скульптурой, теперь царские статуи ставились в храмах, посвященных богам. Следовательно, эти
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 774;