Лекция 11. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Среднего царства (4 ч.). соперничеством столичной и провинциальной школ древнеегипетского изобразительного искусства.
соперничеством столичной и провинциальной школ древнеегипетского изобразительного искусства.
Вначале периода Среднего царства официальная скульптура следовала образцам Древнего царства. Фараоны новой династии, происходившие из областей, доселе не игравших значительной роли в политике страны, всеми силами старались поддерживать свой авторитет. Желая уподобиться могучим владыкам Древнего царства, фараоны XI династии следуют в скульптуре традициям предшествующего периода.
В Среднем царстве, как и в Древнем, ведущее место в скульптуре отводилось изображениям обряда хеб-сед. К типу хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Ментухотепа I Небхепетра, найденная в особом склепе во дворе заупокойного храма фараона в Дейр-эль-Бахри. Высота статуи 183см. Изображение фараона выполнено из песчаника и раскрашено в условные цвета. Предположительно, статуя находилась на платформе под навесом. Вокруг этой статуи воскресший фараон совершал ритуальный бег, после чего статуя погребалась. Фараон изображен сидящим на кубообразном троне. Его черное тело укутано в белое, доходящее до колен ритуальное одеяние, которое одевали цари во время хеб-седа. На голове фараона - корона Северного Египта, в руках - жезл и плеть (символы власти, намек на воскрешение - как Осирис). В трактовке лица можно отметить прямые рельефные полосы бровей и век, плоско поставленные глаза, условный рисунок рта с плоскими губами, края которых обведены одной плоской линией, ярко выделенные на фоне черной кожи белки глаз, орбита глаз не выделена, глазное яблоко слабо моделировано. В целом лицо статуи Ментухотепа I производит впечатление маски с подчеркиванием сосредоточенности, суровой силы, непреклонного упорства. Царь как бы недоступен пониманию и сопереживанию простых людей, он как бы находится не в мире людей, а над человеческими чувствами, эмоциями, переживаниями. Он - сын бога, а потому он причастен божественной сфере, он как бы в другом измерении, в высших сферах.
Фиванские мастера успешно решили стоявшую перед ними задачу - создать образ объединителя Египта, могучего владыки, господина долины Нила, достойного наследника великих фараонов Древнего царства. В этой же манере выдержаны и другие статуи Ментухотепа I, украшавшие открытый двор храма в Дейр-эль-Бахри и дорогу к долине.
Интересна подпись скульптора Иритисена, работавшего в Фивах при Ментухотепе I (подпись сохранилась на его заупокойной стеле): «Я знал тайну божественных слов, ведение обряда богослужения. Я устраивал всякие обряды так, что ничто не ускользало от меня. Ничто из них не было скрыто от меня. Я - великий таинник, и я вижу Ра в образе его. Но я был и художником, опытным в своем искусстве, превосходящим всех своими знаниями. Я знал формулы ирригации, взвешивания по правилу, как сделать образ выхождения и вхождения так, чтобы каждый член был на своем месте. Я умел передать движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу пораженного, выражение ужаса того, кто
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 639;