Художественная культура - пространство создания особых идеалов. Искусство. Изобразительное искусство. Произведения искусства. Процесс произведения изобразительного искусства
Художественная культура - это особая сфера в пространстве культуры, в которой создаются, сохраняются (распространяются) и потребляются специфические, совершенные, искусные идеалы. Эти идеалы, являющиеся опредмеченными наглядными образами в единстве их чувственного и рационального, материального и духовного, единичного и общего, - произведения искусства. Поэтому, идеалообразование в художественной культуре - это создание, распространение (сохранение) и освоение (потребление) опредмеченных наглядных образов или художественных произведений.
Производством идеалов художественной культуры в зависимости от видов искусства занимаются художники, композиторы, писатели, хореографы, режиссеры. Сохраняют и распространяют идеалы художественной культуры особые учреждения культуры (музеи, выставочные залы, галереи, библиотеки, кинотеатры, видеозалы, концертные залы, театры, фонды охраны памятников художественной культуры и т.д.). Потребляют (воспринимают, осваивают) идеалы художественной культуры зрители, слушатели, читатели.
В широкой сфере художественной культуры, производящей идеалы, воздействующие на все органы чувств человека (аудиальные, обонятельные, тактильные и т.д.), возможно выделить сферу зримых идеалов, представляющих собой произведения изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры и архитектуры). Производством таких зримых идеалов (картин, графических листов, статуй, зданий) занимаются художники, а потреблением (освоением, восприятием) - зрители.
Сфера человеческой деятельности, в границах которой осуществляется мастерское производство, сохранение и потребление искусственных, искусных и искушающих вещей-идеалов в качестве
Лекция 1. Основные понятия истории искусства (4 ч.)
художественных произведений называется искусством. Искусство - система произведений искусства.
Изобразительное искусство - сфера человеческой деятельности, включающая в себя производство, сохранение и потребление зримых идеалов в форме архитектурных, скульптурных, живописных, графических, декоративных произведений.
Произведение изобразительного искусства - искусственная и искусная не функциональная в бытовом отношении иллюзорно-конечная вещь-идеал, искус которой направлен на ре-лигу (восстановление единства, союза) человека и Абсолюта посредством подобной вещи-идеала.
Произведение изобразительного искусства как продукт художественного творчества имеет двух «родителей»: художник в качестве «отца» и художественный материал в качестве «матери». Именно взаимодействие этих двух сторон и определяет процесс про-изводства произведения искусства, то есть процесс художественного творчества.
Художник
человек, обладающий даром и соответствующим умением (искусностью) изводить из не-бытия в бытие иллюзорно-конечные в бытовом отношении не функциональные вещи в качестве произведений искусства;
- человек, профессионально работающий в сфере искусства: художник-архитектор, художник-живописец, художник-скульптор,
художник-график;
специалист, профессионально занимающийся созданием произведений изобразительного искусства.
Умение художника можно разделить на искусность, суперискусность, метаискусность. Искусность художника - уровень его умения, ниже которого художник не может быть назван таковым. Суперискусность художника - виртуозное владение особыми навыками и умениями. Метаискусность художника - признак его гениальности. Гений - высшая оценка творческих возможностей человека, высшая мера таланта.
Понятие «художник» может быть рассмотрено в аспектах таких понятий, как автор, мастер, творец. Художник - Автор особых искусственных вещей. Каждая вещь второй природы имеет своего автора, но не каждый автор - художник. Художник - Мастер по про-изводству вещей, которым свойственна особая искусность. Мастеров, производящих вещи второй природы много, но не каждый мастер - художник. Художник - Творец и Создатель вещей, обладающих особым искусом. Художник творит мир искусственных вещей по законам творения Богом мира естественных вещей. Законы творения в обоих случаях одни и те же. Художник-творец - создатель новой реальности.
В зависимости от того, что движет художником, можно выделить его разные свойства. Художнику может быть свойственна Личинность - художник работает на самоутверждение. Художнику может быть свойственна Антилишность - художник выступает органом социума
Лекция 1. Основные понятия истории искусства (4 ч.)
(художник-герой). Художнику может быть свойственна Ликность художник выступает рупором Абсолюта (художник-пророк).
Художественный материал - это вещество, потенциально в мире существующем и сотворенном отвечающее качеству сущности бескачественного, бесконечного Абсолюта.
Архетипом художественного материала выступает глина - репрезентант материи вообще, представитель земли - одной из стихий, участвующей в сотворении Вселенной. Земля, Огонь, Вода, Воздух - все эти стихии, наряду с художником участвуют в создании такого произведения, как горшок.
В «узком» смысле слова художественный материал - глина, металл, камень, дерево, холст, краски, бумага, графит и т.д. В «широком» смысле - спектр тем и сюжетов от общих религиозно-мифологических до единично обыденных.
Каждая вещь первой и второй природы может выступить в качестве художественного материала в том случае, если сущность этой вещи достаточно богата для того, чтобы репрезентировать собой Абсолют.
Взаимодействие художника и художественного материала - это любовное отношение-диалог. Отношение - такое взаимодействие, результатом которого становится нечто новое третье, снимающее в себе обе взаимодействующие стороны. При отношении двое не просто сливаются в одно, но плодят то новое, что не является каждым из них в отдельности.
Отношение следует отличать от связи. Связь - механическое сцепление, в результате которого обе стороны остаются в своем качестве, а если новое третье и появляется, оно не является плодом любовного отношения. Диалог - активное взаимодействие двоих, обоюдное участие каждой из взаимодействующих сторон в творении нового третьего.
Взаимодействие художника и художественного материала - игровой диалог-отношение. Одним из признаков игры является масочность. При отношении художника и художественного материала обе стороны одевают маски. Маска художника - творец. Маска художественного материала - представитель Абсолюта. Как Бог из ничего создал Вселенную, так и художник из художественного материала создает произведения искусства. Роль художника более активная: он предлагает - «отец». Роль художественного материала более пассивная: он отвечает, принимает - «мать».
Производство художественных произведений принято представлять как процесс, длящийся от акта возникновения художественной идеи в голове автора до факта освоения произведения в виде продукта реципиентом. В подобном процессе вычленяют ряд этапов:
а) зарождение замысла (идеи) грядущего произведения;
б) материальное воплощение данного замысла;
в) функционирование произведения-вещи в качестве предмета художественного восприятия.
Творческий диалог художника с материалом искусства предстает здесь как изготовление некоего чувственно доступного передатчика
Лекция 1. Основные понятия истории искусства (4 ч.)
художественной информации, польза от которого возрастает по мере корректности донесения замысла от творца искусства до зрителя. Получается, что прямое общение художника с камнем, глиной, металлом, красками и пр., которое зачастую растягивается от нескольких дней до многих лет, важно не столько само по себе, сколько потому, удалось или не удалось мастеру корректно овеществить свою художественную идею.
Творческому диалогу художника с материалом искусства свойственен «анимизм» - ритуально-игровое «приписывание» неодушевленным предметам сверхъестественных душевных свойств. Одним словом, анимизм составляет один из наиболее постоянных элементов всякого творческого отношения художника и художественного материала во все времена истории искусства.
Анимизм есть результат игрового отношения художника и материала, взаимного растворения свойств каждого друг в друге, что приводит к произведению произведения в качестве своего рода кентавра - «материало- художника» как «не живого живого». Те составляющие мастера и художественного материала, которые при художественном отношении остаются «вне игры», ответственны за максимальное подчеркивание уникальных свойств каждого из партнеров взаимодействия, при этом постепенно огранивая, ограничивая, отграничивая оппонентов друг от друга и проявляя качественное своеобразие «своего» и «иного». Те же составляющие мастера и художественного материала, которые при творческом отношении находятся «в игре», ответственны за максимальное растворение сторон взаимодействия в новом качестве «материало- художника» с постепенной потерей качественного различия игровых оппонентов.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2176;