Произведение искусства как художественный образ
Игровое взаимодействие произведения-вещи и человека-зрителя порождает произведение изобразительного искусства в качестве художественного образа. Иначе говоря, произведение изобразительного искусства есть не что иное, как художественный образ - процесс и результат игрового отношения-диалога человека-зрителя с произведением-вещью.
Произведение изобразительного искусства в качестве художественного образа одновременно принадлежит произведению-вещи и человеку-зрителю и не принадлежит каждому из них в отдельности. Статус произведения искусства - наглядная процессуальность. Художественный образ берет свое начало с материальной предметности и заканчивается отсутствием в нем какой-либо вещественности.
Лекция 1. Основные понятия истории искусства (4 ч.)
Порождение художественного образа начинается с периферийного вещественного контакта границ человека-зрителя и произведения-вещи. Затем оба участника игрового взаимодействия производят прорыв своих вещественных границ. В этом случае художественный образ всегда синтезирует в неком виртуальном новообразовании два содержания — произведения-вещи и человека-зрителя. Причем эти содержания направлены в игровом диалоге навстречу друг другу.
Каждый художественный образ в первый момент отождествления содержания произведения-вещи и человека-зрителя несовершенен. Однако если участники отношения-игры настойчивы, то рано или поздно формируется достаточно совершенный художественный образ.
Главная особенность произведения искусства как художественного образа заключается в том, что по мере его формирования с участием душевного мира зрителя, художественный образ выносится зрителем за сферу его внутреннего мира в пространство произведения-вещи. В результате произведение искусства, сформировавшееся в процессе игрового отношения зрителя и произведения-вещи, постигается человеком как отчетливое качество собственно художественной вещи, где все зависящее от зрителя иллюзорно представляется убранным, снятым, уничтоженным, элиминированным. Такая кажимость — результат абстрагирующей и обобщающей деятельности человеческого мозга.
Таким образом, произведение изобразительного искусства в качестве художественного образа - это всенепременно плод совокупления двоих «родителей» - человека-зрителя в качестве «отца» и произведения-вещи в качестве «матери».
Произведение изобразительного искусства, будучи процессом и результатом игрового отношения зрителя и произведения-вещи, всегда субъективен. В этом случае художественный образ оправдывает формулу - «сколько людей, столько и мнений». Однако в отличие от простого художественного образа, в котором принимает участие обычный зритель, искусствоведческий художественный образ обязан быть предельно объективным. В таком случае требуются специальные методики создания художественного образа, максимально минимизирующие зрительскую субъективность. Субъективность художественного образа нельзя в корне ликвидировать. Но субъективность можно довести до корректного исследовательского минимума.
Художественный образ возникает не сразу вдруг, а формируется постепенно в продолжение всей игры-диалога зрителя и произведения-вещи. Позволительно выделить материальный, индексный, иконический и символический статусы произведения изобразительного искусства.
Материальный статус художественного образа - это граница между вещественным и вещающим качествами произведения изобразительного искусства. Он есть и его нет. Он ориентирован на себя и вместе с тем отсылает к чему-то такому, чем сам не является. Материальный статус художественного образа репрезентирует (в живописи) красочную
Лекция 1. Основные понятия истории искусства (4 ч.)
поверхность и одновременно то, что ею не является, т.е. то, что предстает как некая глобальная недифференцированная целостность.
Индексный статус художественного образа, основанный на знаках- индексах, - репрезентирует отдельные предметы или явления реальности. Задача статуса - индивидуализировать изображение, дифференцировать первичную глобальную целостность на отдельные дискретные, относительно самостоятельные единицы.
Иконический статус художественного образа, в свою очередь, расслаивается на суммативный и интегральный аспекты. Суммативный аспект иконического статуса художественного образа совокупляет выделенные индексами отдельности в некие союзы или социальные общности, в которых каждый член продолжает сохранять свою самостоятельность. Иконический художественный образ суммативного аспекта репрезентирует уже не отдельные предметы реальности, а некоторые предметные области. Интегральный аспект иконического статуса художественного образа совокупляет изображение в такого характера целостность, которая растворяет в себе все отдельные части. Иконический художественный образ интегрального аспекта способен на репрезентацию всего предметного мира действительности.
Символический статус присущ только художественным образам, в создании которых участвуют гениальный зритель и гениальное произведение-вещь. Художественный образ символического статуса способен на соединение конечного человека с бесконечным Абсолютом.
Лекция 2. Виды, роды и жанры искусства. Периодизация истории искусства. Понятие «стиль» в искусстве (2 ч.)
План лекции
1. Род и вид искусства.
2. Жанры изобразительного искусства.
3. Периодизация истории искусства.
4. Понятие «стиль». Основные характеристики стиля.
5. Стили изобразительного искусства.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1801;