Основные характеристики произведений

сферы «беспредметничество»................................................................................... 1016

2. Художественное течение «искусство действия» (абстрактный экспрессионизм) 1017

Особенности живописи цветового поля.............................................................. 1018

4. Специфика произведений течения «лирический абстракционизм» («ташизм») 1018

Отличительные особенности искусства свободного выражения................. 1019



МОДУЛЬ № 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ИСКУССТВА. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

ЕГИПЕТ

48 часов аудиторной работы и 58 часов самостоятельной

работы

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ИСКУССТВА

6 часов аудиторной работы и 2 часа самостоятельной работы

Лекция 1. Основные понятия истории искусства (4 ч.)

План лекции

Понятия «исторический процесс», «исторический факт», «субъекты исторического процесса». Основные характеристики исторического процесса.

Понятие «культура». Структура культуры. Пространство культуры.

«Идеал» как базовый элемент культуры. Структура идеала.

Художественная культура - пространство создания особых идеалов. Искусство. Изобразительное искусство. Произведения искусства. Процесс про-изведения произведения изобразительного искусства.

Произведение искусства как произведение-вещь.

Произведение искусства как художественный образ.

1. Понятия «исторический процесс», «исторический факт», «субъекты исторического процесса». Основные характеристики исторического процесса

Историческим процессом называется временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей. Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая социальная структура общества, его государственный строй и т.д., которые каждое новое поколение застает уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей. Субъективные же факторы исторического процесса — это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни. Объективные и субъективные факторы исторического процесса диалектически взаимодействуют между собой.

Лекция 1. Основные понятия истории искусства (4 ч.)

Основу исторического процесса составляют исторические факты, т.е. произошедшие или происходящие явления общественной жизни, которые оказали серьезное воздействие на жизнь людей.

При изучении и интерпретации исторических фактов следует помнить о том, что:

а) любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими ее элементами. Поэтому все исторические факты необходимо рассматривать в их взаимодействии, выявлять не только место конкретного факта в историческом процессе, но и его влияние на последующее развитие общества;

б) содержание исторического факта зависит от особенностей развития того или иного общества и является результатом деятельности субъектов исторического процесса.

Под субъектами исторического процесса обычно понимаются те индивиды и их общности, которые принимают в нем непосредственное участие. Такими субъектами могут быть как социальные группы или общественные объединения, так и отдельные исторические личности.

Социальные группы могут выделяться по различным признакам — возрастному, половому, профессиональному, религиозному и т. д. Наиболее распространенными социальными группами, сыгравшими огромную роль в историческом процессе, являются классы, сословия и нации. Каждая из социальных групп имеет некоторые общие черты, составляющие в совокупности социальный характер данной группы. У каждой из групп есть свои интересы, которые они пытаются отстаивать в историческом процессе и для защиты которых создают общественные объединения. Общественными объединениями называются добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов. К ним относятся политические партии, профсоюзные организации, общественные движения.

Большое влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности, которых ученые называют историческими деятелями. Прежде всего таковыми традиционно считают тех, кто осуществляет власть (монархов, президентов и т. д.). Однако кроме них большое влияние на развитие общества и его самосознания оказывают великие ученые и деятели культуры и искусства. Поэтому в зависимости от конкретной исторической ситуации и их вклада в исторический процесс они также могут быть отнесены к историческим личностям.

Таким образом, исторический процесс складывается из поступков как отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.

2. Понятие «культура». Структура культуры. Пространство культуры

Культура - идеалообразующая сторона человеческой жизни; процесс и результат идеалообразования. Культ-ура понимается как человеческая

Лекция 1. Основные понятия истории искусства (4 ч.)

деятельность по культ-нвированию (возделыванию, взращиванию) идеалов, способствующих процессу комфортного (Ур - пламя, свет, тепло, уют, комфорт) существования каждого человека с самим собой, с другим человеком, с мирами первой и второй Природы. Носитель культуры соотносится с любым объектом не непосредственно, а только через посредничество идеалов.

Видимое многообразие философско-культурологических концепций культуры, имеет определенное общее содержание. Во всех этих концепциях речь идет об определенном виде человеческой деятельности и его результатах, а именно: освоении мира первой природы, в процессе которого неизбежно проявляются атрибутивные формы этого освоения, т.е. то, без чего данная деятельность попросту невозможна:

а) Само «освоенное», результат освоения (эталонные вещи, репрезентанты),

б) «Осваиваемое», процесс освоения (схемы действия, способы освоения),

в) «Не освоенное», потенциально возможное пространство освоения (область ближайшей возможной проекции, зона ближайшего развития).

Триединым содержанием этого процесса выступает идеалообразование, где в «освоенном» как созданной эталонной вещи идея овеществлена совершенным образом, затем, в процессе освоения представлены схемы действия с эталонной вещью и потенциально содержится «не освоенное» пространство культуры, задается пространство для экстраполяции знания об эталоне.

Концепция культуры как идеалообразовательной стороны деятельности людей поддерживается этимологическим анализом слова «культура», который проводится в связи со слагаемыми этого термина «культ» и «ур» [170]. «Ур» - свет и тьма, проявление из тьмы, явление сущности. Единство светских и религиозных моментов «культа» организует единое поле не физического свойства, и это поле существует до тех пор, пока большинство членов общества признают и почитают его. Культурное поле - единство - способно распасться, образовывая иные разрозненные острова, которые в угоду социальным катаклизмам могут воссоединяться, взаимодействовать друг с другом, развиваться и трансформироваться и т.д. Согласно философии Г. Гегеля, в основе этих процессов лежит понятие «идеал» («ур» и «идеал» - «высвеченная сущность, окно в скрытое от нас бытие»).

Структура культуры - это система, ядром которой являются базовые идеалы, а пространство культуры - это пространство идеалообразования и возделывания идеалов.

3. «Идеал» как базовый элемент культуры. Структура идеала

Идеал - посредник между чувственной и сверхчувственной реальностью; особое сопряжение «совершенного объекта» (эталона), схемы действия с ним и процедуры экстраполяции знания об эталоне на более

Лекция 1. Основные понятия истории искусства (4 ч.)

широкую предметную область. Раскрытие понятия «идеал» как базового элемента идеалообразования через его знаковую сущность перспективно для дальнейшего исследования разнокачественных видов культуры.

Идеал представляет собой особое сопряжение «совершенного объекта» (эталона), схемы действия с ним и процедуры экстраполяции знания об эталоне на более широкую предметную область. Все эти аспекты идеала имеют конкретно-исторический характер и изменчивы по своему содержанию. Структура идеала триадична и кратко может быть обозначена как «эталон» - признанный совершенством эталонный предмет (знак), «схема действия» с ним и «область экстраполяции знаний об эталоне».

Исторически идеал как термин появился для гармонизации двух граней идеи: 1) материализованной, воплощенной, чувственно-явленной грани, 2) сверхчувственной, духовной грани [168, с. 304].








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1522;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.