Произведение искусства как произведение-вещь
Произведение-вещь - про-изведенное «матерью» (художественным материалом) и «отцом» (художником) из небытия в бытие художественное творение, которое в своей доступности органам чувств человека представляет собой достоверный габаритный предмет, систему материальных элементов, второприродный продукт.
Как плод взаимодействия художника и художественного материала произведение-вещь существует относительно независимо от своих «родителей» и обладает двойственной природой: вещь - «вес» и «весть».
1) Произведение-вещь как «вес» - некий габаритный предмет, нечто самодостаточное и живущее столько, сколько позволяет ему материал, из которого эта вещь изготовлена. Такая вещь существует в конкретный исторический период времени.
Вместе с тем произведение-вещь как «весть» - иллюзорная конечность, требующая постоянного контакта с собой, так как без взаимодействия со зрителем эта вещь не является произведением искусства (а создавалась она именно для этого), а значит, не самодостаточна и живет ровно столько, сколько длится контакт со зрителем (причем со зрителем как с человеком
Лекция 1. Основные понятия истории искусства (4 ч.)
любой эпохи и национальности). В этом смысле произведение-вещь выпадает из исторического времени.
2) Произведение-вещь как «вес» не функционально в бытовом отношении, так как не способствует сохранению человеческого тела (человеческой конечности). Но одновременно произведение-вещь как «весть» обладает архифункциональностью, так как выполняет функцию моста между конечным человеком и бесконечным Абсолютом. Важно, что эта способность произведения-вещи раскрывается в его взаимоотношении со зрителем.
3) Произведение-вещь как «вес», обладающее определенными размерами, тяжестью, фактурой и запахом и не нуждающееся ни в ком другом для своего существования («вещь-в-себе»), не является языковым текстом, так как некому этот текст читать. С другой стороны, произведение- вещь во взаимодействии со зрителем способно выступать как «вещь-в- открытости», то есть как текст, вещающий зрителю о том, каким образом ему осуществить искомое отношение человека и Абсолюта.
Носителем языковой структуры произведения-вещи в качестве текста являются сами вещественные элементы, основная задача которых состоит в сохранении главного материального носителя знаковой структуры (в живописном произведении это красочный слой, все остальные вещественные элементы необходимы для его сохранности).
4) Произведение-вещь как «вес» - неодушевленный предмет, продукт второй природы, каждый элемент которого устроен так, чтобы искушать зрителя войти с ним в отношение и проявить, таким образом, свои вещающие качества: способность будучи вещью выстраивать отношения нечеловеческого с человеческим на уровне души с душой.
5) Произведение-вещь одновременно способно представлять своих «родителей» (а значить быть соотносимым с определенным временем, местом, именем, материалом) и быть посредником между конечным и бесконечным (находиться вне исторического времени, места, но существовать в контакте со зрителем).
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1003;