Правовое положение населения в Афинах.
Дополнительно надо прочитать параграф в учебнике Омельченко.
А мы рассмотрим в Спарте и в Риме. Образование первых государств. Процесс Синойкизма, образования общины государства Аттика. Когда 12 общин Аттики начали объединяться. В основных чертах к началу 8 века закончилось объединение. Центром объединения стала одна из общин – Афины, вокруг которого произошло объединение. Завершение процесса Синойкизма связано с именем Басилея, которого звали Тесей.
Реформы Тесея. Процесс Синойкизма проходил на протяжении 10 веков. Если отбросить легендарную основу, можно говорить о том, что Тесей в основных чертах завершил этот процесс. В связи с тем, что произошло объединение 12 общин в единую – большую общину. Была проведена реформа органов управления. Вместо 12 Басилеев теперь была создана должность Басилея Аттики. В каждой общине был свой Басилей, то теперь он был Басилеем всей общины. Вместо 12 советов знати, создается 1 и вместо 12 народных собраний создается 1 народное собрание. До вот этой реформы, социальные группы в разных общинах назывались по-разному. Возникает 4 группы: 1) Общинная знать. Называлась по-разному. В некоторых Аристо (лучшие). В других Агата (благородный). В третьих, Поликлеры (многонадельные). Все эти термины указывают, что слой знати формировался из лучших общинников. 2) Рядовые общинники обозначались термином Какой (низкий). 3) Чужаки. Которые назывались Аклеры (не имеющие надела). Или второй термин Феты (батроки). 594 год – реформы Салона. Самых бедных общинников потом будут называть этим термином. Сами чужаки будут обозначаться Метеки (чужаки). 4) Рабы. Назывались Дулос (рабы).
После завершения Синойкизма потребовались единые термины, которые обозначали. Введение новых терминов приписывается Тесею, а слой уже был сформирован. Вместо этой кучи терминов, он вводит единый термин Эвпатриды (дети благородных отцов). Новый термин, который стал обозначать общинную знать. Единый во всех 12 общинах. Для рядовых он придумал Демиурги (работающих на народ). Категория общинников, которые занимались ремеслом. Кроме этого, приписывался Геомуры (земледельцы). Функции развития ремесла от государственного сектора экономики перешла к общинному. К рядовым общинникам стал применяться термин Демос (народ). В широком значении, народ – это все общинники. Народом называли только граждан общины.
Возникают сословия и классы. Те, кто входили в общину, являлись полноправными и свободными. Они обладали наибольшим комплексом прав и являлись свободными. Термин Демос обозначал сословие полноправно-свободных. Чужаки также являлись свободными, то есть являлись субъектами права. Как и везде, они должны были найти покровителя. Покровители назывались Проксен. Раз чужаки не являются общинниками, то община никаких гарантий защиты их жизни, имущества не давал. Чтобы этого не произошло, существовал этот гостепреимец. Они были свободные, но неполноправные. Чужаки, (Метеки) находились под судом Архонта Полимарха (Главнокомандующего). Раз они находятся под судом военных, то рассматривались как покоренное население. Рабы, в Греции, как и везде, рассматривались как имущество и не имели никаких прав. Хозяин мог выделить долю для имущества для ведения хозяйства. В Греции такой раб назывался раб на Апофоре. Доходы, имущество и т.д. находились у хозяина, но раб имел относительную самостоятельность на хозяйство, чтобы раб кормился. Долю рожая хозяин забирал, а другую оставлял. Соответственно, рабы не могли совершать сделки. Если возникала потребность совершить сделку, то юридически сделка заключалась с господином раба. Если возникали проблемы, то вторая сторона предъявляла претензии не рабы, а господину. Рабы не могли защищать свои интересы в суде. Закон не защищает жизнь и здоровье раба. В случае причинения вреда рабу, возмещение получал господин, а не раб, то есть потерпевшим являлся господин. На поздних этапах существования права существовал запрет на жестокое обращение с рабами. Пресекается излишняя жестокость господина. Рабы в брак не вступали, а лишь вступление в половую связь с разрешения господина. Это видно из того, что дети, рожденные таким способом, считались внебрачными детьми.
Чтобы определить правовое положение рабов. Чтобы быть субъектом права надо быть свободным. А для этого нужна правосубъектность, которая состоит из правоспособности и дееспособности. Имеют права и обязанности рабы. Мы не можем говорить, что у рабов есть обязанность. Юридически это означает, что они не являются субъектами права. Это видно по Салической Правде. Они не должны иметь дееспособностью, но в Древности, люди видели, что раб лучше соображал, поэтому за рабами признавалась ограниченная дееспособность, которые приносят пользу господину. Это – работа по хозяйству. Если господину не хочется идти на рынок, то может дать рабу деньги, чтоб носил. Раб не имеет всех элементов правосубъектности, значит не является свободным.
Формируется 3 класса: 1) Эксплуататоров. Общинная знать. Они собственники средств производства, организаторы и т.д. Это признаки класса эксплуататоров. 2) Рядовые общинники – неэксплуатируемые мелкие производители. Они ведут хозяйство сами. 3) Эксплуатируемые производители – чужаки и рабы.
С развитием общества в 5-4 векам до н.э. – греческое общество вступает в стадию развитого. Признаком развитого общества является появление среднего слоя. Из верхушки рядовых общинников выделяется средний слой. Это явление не единичное, а массовое. Наиболее удачливые расширяют производство. И рядовой общинник переходит на положение члена знати, но уже эксплуатируют сами. То есть отдельного среднего класса нет.
Теперь о древней Спарте.
Тот же самый механизм Синойкизма. Античная Спарта была основана греками Дарийцами. Когда они основали 4 поселения, которые объединились в город Спарту. Это было Спартанским вариантом возникновения государства. Первоначально там жили только греки Дарийцы и завоевали всю область Лаконии. Жители самого города Спарты получили название Спартиаты (граждане Спарты). То население Лаконии, которое завоевывали были Греками Арийцами. В основном население Лаконии было местным, но исследователи указывают, что жители Лаконии была небольшая часть Дарийцев и живут. Судьба жителей Лаконии сложилась двояко. Одна из их общин (Аниклы) спартиатами не была так и покорена, поэтому в конце 9 века Дарийцы приняли Аниклов в качестве 5 области. Важно, что эти граждане Аникл получили абсолютно одинаковый правовой статус, то есть стали спартиатами. Это те, кого они вообще покорить не смогли. Те жители, которые признали добровольно власть спартиатов – получили статус Периэки (живущие вокруг). Живущие на территории Лаконии. Периэки жили на всей территории Лаконии, в горных районах тоже. Та часть местного населения, которая упорно сопротивлялась, получила название Илоты. Происходит от названия Гелос. Означает, что Гелос была общиной, настолько упорно сопротивлявшаяся, что когда они ворвались в город они почти всех порезали. Если истолковать по смысле, то это те, кто упорно сопротивлялись как гелосцы. На западе располагалась область Месения. Они стали завоевывать Месению Было 2 Месенские войны. Там ситуация такая же.
Ликург, в связи с угрозой Илотов, провел преобразования, которые привели, не сразу, к усилению единства среди граждан Спарты (Лакедемона). Земельная реформа и реформа против роскоши. Земельная реформа проводилась на рубеже 9 веков до н.э. Еще до того, как Месения оказалась под властью Спарты. На момент проведения реформ было около 9 тыс. семей. В источниках говорится, что Ликург уговорил спартанцев о том, чтобы объединить все земли, поделить их. И впредь хранить имущественное равенство. Он разделил земли самого города Спарты на 9 тыс. клеров по числу семей спартиады. И земли Лаконии на 30 тыс. участок по числу семей Периэков.
Какое же право имели Спартиаты, включая все земли. Здесь не этническое отличие, а социально-экономическое и правовое. Какое же право получили спартиаты? Есть 3 точки зрения, что: Спартиаты имели право пользования, владения и
Право пользования: Можем ли мы об этом говорить? Права на чужие земли означали, что земля остается в обладании собственника, а эмфитевт получает только право пользования этой землей, при этом собственник не отстраняется от пользования этой земли. Но по источникам земли были отданы во владение, то есть ни в коем случае нельзя говорить о праве пользования. Обладание имеет ввиду: 1) Держание. Вещь получает на основании договора. Держатель вещи отдает или все плоды или часть. Он признает права другого лица на эту вещь. В случае спора о земле, вещь в суде будет защищать собственник, а не держатель. Мы видим, что Спартиаты относятся к вещи, как к своей. Никому плоды не отдают и т.д. То есть нельзя говорить о держании. 2) Владение. Как минимум эти земли отдаются во владение. Владение может быть законным и незаконным. Какой же из этих видов у спартиат. Сторонники, прав владения аргументируют свою точку зрения тем, что земля в Спарте не могла отчуждаться, или делиться. Каждый надел спартиата имел 70 мединов зерна на мужчины и 12 на женщину. Это минимум для выживания. Эти наделы нельзя было делить. Надел признавался неделимым. Надел наследовал старший сын. Младшие сыновья получали выморочные наделы. Те наделы, наследники которых погибли. Тее младшие сыновья, которые не доставалось даже выморочной земли, лишались гражданских прав и становились Гипомейоны (опустившиеся). Это бывшие спартиаты, которые не получили надел и они лишались гражданских прав. Возникает вопрос. Сторонники этой точки зрения говорят, что продать нельзя и знать не собственность, а владение. Но средний участок составлял 10-15 гектаров. И на этом участке работала порядка 7-8 семей Илотов. Как нам считать этих спартиатов. Больше владельцев или меньше. Средние крупные чиновники землю получали в службу. То, что земля передается по наследование, то это говорит о праве собственности. Наследование является основанием для возникновения права собственности. Хотя община, как коллектив земельных собственников серьезно ограничило права собственника. Это сделано, чтобы спартиаты не занимались скупкой земель, а занимались военным делом. По реформам Ликурга было запрещено обогащаться. Это нужно, чтобы достичь единство среди спартианцев. Для достижения единства перед угрозой восстания Илотов. По подсчетам исследователей, Илотов было 200 тыс. населения. Перед угрозой потери земель и изгнании с территории Лаконии. Договор, который заключала Спарта, в последнем пункте указывалось, что в случае их восстания, Спарта будет помогать. С 7 лет начиналось общественное воспитание. Брачный возраст был завышен до 30 лет. Это говорит о чрезвычайных мерах, которых общество должно предпринять, чтобы не быть выгнанным с земли. ОТ роскоши они не сразу отказались. До 7 века, окончания второй Месенской войны порядки еще полностью не утвердились. Исчезает золото и серебро. Меняется на железные монеты. В интересах общества в целом права земельных собственников были сильно ограничены. У них осталось только наследование земли. Фактически, хотя они и собственники, распоряжение практически отсутствовало.
Спартиаты имели право собственности на землю, строения, насаждения, движимого имущества. Предметы домашнего быта. Спартиаты могли заключать сделки, но заниматься торговлей и ремеслом, как торговлей, им было запрещено. Они могли заниматься только военным делом. Они могли защищать свои интересы в суде. В Спарте правоотношении регулировались обычаями и устными нормами (Ретрами). Защищалась жизнь, здоровье и имущество Спартиата. Законодательного регулирования правоотношений не было. Они могли вступать в брак по достижении 30 лет. Все меры были направлены на усиление военной мощи.
Правовое положение Спартиат. Есть или нет свобода? Являются или нет субъектами права. Своими действиями по достижении определенного возраста приобретать права и принимать обязанности. Могли совершать сделки. Несли самостоятельную юридическую ответственность. Они обладают всеми элементами правосубъектности То есть были свободными. Теперь вопрос и о гражданстве? Афинский демос считались гражданами. Если бы признали, что они не являлись собственниками земли, то являлись бы не общинниками. Поэтому мы можем говорить о праве собственности. Но ограниченном. Они общинники – то есть граждане. Все это граждане или нет. Это все граждане или нет? Или только знать? Они не занимаются производительным трудом. Их землю обрабатывают Илоты. Рядовыми общинниками они не являются. Они являются общинной знатью. Но выглядят очень бедно. Военное дело является их наследственным занятием.
До 30 дет дети отдавались в лагеря. Почему они так жестоко дисциплинировались? Угроза восстания Илот. Отсюда жесткие ограничения.
Следующая категория периэки. Живущие вокруг. Они жили на всей территории Лаконии, кроме самого города Спарты. Везде, кроме самой Спарты. Местное население Лаконии и Месении, которые добровольно признали власть спартиатов – получили статус, чтобы выявить статус, надо вспомнить реформы Ликурга. Ликург уговорил спартанцев объединить все земли, разделить и хранить имущественное равенство. Здесь идет речь о разделе общинной земли. 30 тыс. земель получили периэки. И спартиаки и периэки обозначены одним термином лакедемоняне (то есть спартанцами). Периэки получили 30 тыс. наделов из земель общины. Они получили в обладание, относились как к своей. Они платили налоги на общие нужды. Они эту землю обрабатывали сами, своим трудом, кроме этого периэки занимались ремеслом, изготавливали лучшее оружие в Греции, занимались торговлей, в отличии спартиатов. Поэтому у них находились морские суда. Помимо земли они имели в собственности дома. Периэки без всяких ограничений могли заключать сделки. Соответственно, жизнь периэков защищалась. Эфоры (высшие должностные лица) мог отправить периэка на смертную казнь. В этот период суд не был отделен от администрации. Эфор – это должностное лицо, которое принимает судебные решения. В Спарте защищалось имущество периэка. Например, спартанское войско вернулось с похода, чтобы защитить имущество. Периэки могли вступать в брак. Дети, рожденные от этого брака, получали статус периэка. В Риме существовал запрет на браки между патрициями и плебеями. Знать не хочет смешивать с простолюдинами кровь.
Периэки в самом городе Спарта должности не занимали, но на местах у них была система самоуправления. Поэтому, у себя в общинах они могли занимать должности. Гармосты – это те, кто наводят порядок. То есть должностные лица, осуществлявшие надзор за обществом. Периэки могли занимать военные должности. Они занимали дипломатически посты. Архагеты, которые правили общиной, считались Архагетами спартанцев, а не спартиат. Когда умирал этот Архагет, в похоронной процессии шли спартиаты и периэки. Илоты не участвовали в этой процессии. Спартиаты и периэки хранились вместе, в отличии от илотов. Спартиаты и периэки вместе формировали общинное ополчение.
Пока спартиатов было много (они каждый раз сокращались, так как они погибали в боях, и те, кому не досталось земли, становились чужими), в фаланги включались 5 тысяч лакедемонян. В основном ставили молодых. Когда количество уменьшилось, на 10 периэков стало приходилось 6 спартиатов.
Есть или нет статус свободы? Свободный – это субъект права. Субъектом может быть лицо, имеющее правосубъектность – это способность и возможность лица нести права и обязанности и своими действиями приобретать эти права и обязанности. Периэки имеют права и несут обязанности. Дееспособность есть, так как могли нести права и обязанности. Могли заключать сделки, то есть была сделкоспособность как элемент дееспособности. Это означает, что они имеют статус свободы.
Статус гражданства. Периэки участвовали в органах местного самоуправления, но на народных собраниях они не проявлялись. Наличие политических прав является признаком гражданства. Нельзя переносить реалии буржуазного права на добуржуазное. Демос должности занимать не могли до тех пор, пока они не добились этого права, пока не установилась демократия. Во все странах, везде слой знати возникает как слой, который занимается управлением. Раз они собственники земли, на них ограничение не распространялось. Раз они собственники земли, то они являются общинниками и имеют статус гражданства.
Следовательно, они относятся к сословию полноправных свободных. Они назывались лакедемоняне. Когда греки выезжали за пределы Спарты, их называли гражданами Спарты. Периэки это все граждане или часть? Это рядовые общинники.
Следующая категория населения – это илоты. Илоты. Это название от самой долго сопротивлявшейся общины. Илот добровольно власть не признавал – получил статус илота. Илоты, после завоевания забрали право собственности на землю. Надел спартиат обрабатывали илоты, внося назначенную подать. Эта подать составляла половину урожая. По условиям Греции – это была ненормальная подать, так как накануне реформ Салона, задолжавшие общинники работали за 1/6 урожая, то есть гексаморы. Это вызывало огромное недовольство. За половину никто добровольно не согласился бы. Илоты были этим недовольны. Пытались убегать с земли, поэтому им запрещалось покидать земли, на которых они работают. Прикрепление к земле было в Древней Ассирии. Прикрепляли к земле в Спарте, в 4 веке свободных арендаторов, которые назывались колоны. Прикрепление к земле было и в феодальный период. В некоторых странах прикрепления к земле вообще не было. Прикрепление к земле не является исключительно феодальным институтом. Прикрепление к земле является проявлением внеэкономического принуждения, когда людям невыгодно работать на этих условиях. В связи с этим, илоты могли стать неодамодами. Стать неодамодом означало, что илоты могли покинуть свой участок. Илоты образовывали общины, но не общины собственников земли, а держателей земли. Илоты имели в собственности орудия труда, скот, деньги т.д. Половина урожая была в их собственности. Илоты могли заниматься ремеслом, торговлей.
Вопрос с защитой их прав стоит следующим образом. В обычной жизни просто так убить илота было очень сложно. Каждый год должностные лица Спарты объявляли илотам войну. Войну объявляли только свободным. Соответственно, эта война происходила: Проводились так называемые криптии. Она заключались в том, что молодые спартиаты, проходившие военное обучение, объединялись в отряды, уходили в труднодоступные земли, где изучали тактику и стратегию ведения военных действий и т.д. Во время этих криптий им дозволялось вести наблюдение за илотами. Выявлять опасных и т.д. Это делалось для военной подготовки, и им надо научиться убивать. С одной стороны, илоты общиной не защищаются, но в интересах спартиатов, невыгодно всех убивать. Надо уничтожать только опасных.
Илоты вступали в брак. Они вступали в брак, образовывали семью. Рождали детей. Мы видим, что илоты выступают субъектами права. Их имущество по наследству передается детям. Аналогично они подвергаются смертной казни за мятеж. Они выступают субъектами процессуальных действий. Мы видим, что илоты имеют права и несут обязанности. Они своими действиями могут приобретать права и нести обязанности. Они являются дееспособными. Значит сделкоспособные и деликтоспособные. Следовательно, они свободные люди. У них нет статуса гражданства. Илоты ни одного признака объекта прав не имеют, поэтому они не рабы. Илоты были бесправные свободные.
Исследователи полагают, что рабы в Спарте в небольшом количестве были. Они назывались дулос. По реформам Ликурга, который установил запрет на роскошь, установил равенство имущественное. И обладание рабом влекло неравенство. С другой стороны, спартиаты изымались из семьи, и жили в жестких условиях, чтобы их воспитать. Если у них будут рабы, то это не отвечает требованиям спартанского образа жизни. Рабы этому мешают. Это противоречит. Поэтому, после реформ Ликурга не было рабов. В качестве работников использовали только илотов.
Когда начинались военные действия, илотов отправляли впереди фаланги с легким вооружением. И затем, когда они чуть покидались, разбегались. Они использовались в качестве вспомогательного подразделения.
Рабы заново появились в 4 веке, в появление кризиса Ликургской реформы. Спарта победила Грецию и получила огромную контрибуцию. И у спартиат обнаруживалось стремление к обогащению. Рабы сначала появились в рядах рядовых общинников. Именно рабы появляются в хозяйствах спартиатов. После чего Ликургов строй был разрушен. Землю стали продавать на окраинах, затем нагло и т.д. Это привело к нарушению имущественного равенства. Ликургов строй разрушился, это привело к тому, что Спартанский строй был разрушен. Филипп 2 и Александр, а затем римляне разгромили спартанцев.
Рабы формируют сословие несвободных.
Спартиаты формируют класс эксплуататоров. Рядовые общинники мелких не эксплуатируемых общинников. Илоты и рабы – эксплуатируемых. Это самое обыкновенное рабовладельческое общество. Права общинника ограничиваются правами гражданской общины как верховного собственника земли. В Спарте эти ограничения самые огромные. Если социальная структура рабовладельческая, то способ производства рабовладельческий.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1948;