История и виды письменности

 

Письмо – это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.

Другими словами, письменность – это графическое изображение или запись речи.

Однозначной точки зрения по поводу времени зарождения письменности у ученых нет. Очевидно, что письменность

родилась из пиктографических рисунков, изображающих человека, животных, окружающие и бытовые предметы,

орудия, оружие и так далее.

Хронологическим ориентиром для определения времени появления письменности в какой-то мере может служить

факт введения древними египтянами календаря. Их

календарь, модификацией которого мы пользуемся и поныне, был привязан к моменту одновременного солнцестояния,

восхода Сириуса и Солнца. Астрономы посчитали, что в

древности это событие происходило в 4241 и 2781 годах до нашей эры. Тогда и мог быть введен древнеегипетский календарь. Более поздняя дата – 2781 год – выпадает уже на то время, из которого до нас дошли письменные памятники, письменность уже была.

Так что, по всей видимости, как рассчитали ученые, календарь египтян отталкивается от астрономического события, имевшего место в 4241 году до нашей эры. К этому же времени можно косвенно привязать и зарождение письменности. Материальных письменных свидетельств, столь же древних, как календарь, не сохранилось. Но очевидно, что расчеты, необходимые для календаря, равно как и сама идея записи времени – все это предполагает наличие письменности. Таким образом, можно


предположить, что письменность возникла в Древнем Египте примерно в конце V - IV тысячелетии до нашей эры.

Есть, однако, другая версия по поводу времени

возникновения письма. Согласно этой версии, первенство принадлежит не древнеегипетским иероглифам, а шумерской клинописи. Клинопись (т.е. клинообразное письмо; английское cuneiform от латинского cuneus – «клин») возникла не позже конца IV тысячелетия до нашей эры и была в употреблении примерно до начала нашей эры. Сначала клинописное письмо было в ходу у шумеров – народа с высокоразвитой культурой, но с неизвестными этническими и языковыми корнями. Шумеры жили в Месопотамии, в южной части долины между реками Тигр и Евфрат - на юге нынешнего Ирака. Затем политическая власть в стране плавно перешла к аккадцам – народу, говорившему на одном из семитских языков и известному также под именем вавилонян и ассирийцев. Вавилоняне и ассирийцы распространили свою культуру и политическое влияние на весь Ближний Восток, так что бытовавшая у них клинопись была позаимствована и другими народами, с которыми они соприкасались.

Клинописные записи производились по большей части на специальных глиняных дощечках. Знаки наносились на

дощечки с помощью тростниковой палочки, которую поворачивали под определенным углом и вдавливали одним

из трех ее краев во влажную глину. Получавшиеся таким образом знаки имели характерный клинообразный вид, что и

дало клинописи ее название. Дощечки с нанесенными на них знаками далее высушивались на солнце, а сравнительно небольшая их часть – в основном предназначавшиеся для

библиотек копии литературных текстов – обжигались в печи.

Благодаря такому способу записи многие письменные свидетельства шумеров сохранились до нашего времени.

Тогда как египтяне писали преимущественно на папирусе -

недолговечном материале. Благодаря этому шумеры имеют


больше материальных свидетельств в пользу первенства их письменности. А в пользу первенства письменности египтян говорит лишь красивая гипотеза с календарем, подтверждаемая астрономическими расчетами. Так или иначе, возникновение письменности можно отнести к концу V - IV тысячелетию до нашей эры.

Характерно, что и в Египте, и в Месопотамии

письменность развивалась в связи с потребностями учета и управления. Совершенно точно установлено, что потребность

в письменности была бюрократической и ритуальной

потребностью. Письмо изначально служило для подсчета жертвований, приношений в храмах, имущества царей и фараонов, а также для учета календарных и династических циклов. Эта бюрократическая функция избыточна для первобытного общества. Поэтому можно сказать, что до письменности люди жили первобытным строем, а с письменностью зародилась цивилизация.

Исторически сложились четыре основных типа письма: идеографическое, словесно-слоговое, собственно слоговое и алфавитное.Рассмотрим кратко каждый тип письма.

В идеографическом письмеиспользуют идеограмму1– письменный знак, который обозначает понятие. Идеограмма

не является словом, потому что не имеет грамматической формы. Значение идеограммы - это в чистом виде идея,

понятие или даже набор понятий, связанных ассоциативно с изображаемым предметом. Так, например, изображение глаза

с капающими из него слезами обозначает горе в письменности майя. Знак, изображающий ногу, может означать и саму ногу, и действие «стоять», и действие

«ходить». Это всѐ иконические знаки, в которых означающее внешне похоже на означаемое.

 

 

1 От греческого «запись идей»


Этот тип письма существовал как развитая форма более древней пиктографии (рисуночного письма). Возможности передачи информации с помощью идеографии ограничены. Ведь число знаков–идеограмм может быть очень большим - практическим, таким же, каким может быть число самих понятий, предметов, идей – неограниченным. Чтобы передать неограниченное число понятий, приходиться, по сути, каждый раз «рисовать действительность». Собственно, этим и занимались авторы наскальных рисунков и пиктограмм. Очевидно, что наиболее типичные пиктограммы (глаз, нога, животное, воин, женщина, солнце и т. п.) постепенно стали идеограммами.

К наиболее известным системам идеографического письма относятся древнейшее египетское письмо. Его эволюция

наиболее изучена.

Иероглифы использовались египтянами от зарождения письменности вплоть до времени римской колонизации. Последние иероглифы использовались для монументальных надписей на памятниках2уже в античности (последняя запись относится к 394 году нашей эры). Таким образом, древнеегипетский язык, давший, предположительно, первые образцы письменности, просуществовал около 4 тысяч лет. Дольше, чем все известные ныне системы письменности. Ныне это – мертвый язык, который был утрачен и расшифрован заново в XIX веке.

Древняя египетская письменность существовала столь долго, что эволюционировала в рамках одного языка от зарисовки образов к записи идей, потом к записи слов и даже записи звуков. Ранние древнеегипетские иероглифы были, по сути, пиктограммами, то есть иконическими знаками –

 

 

2 Этим и объясняется происхождение слова «иероглиф» - от греческого hieros – «священный» и glyphe – «то, что вырезано» (например, на камне)


рисунками. Далее иероглифы постепенно отрывались от сходства с обозначаемым предметом, обозначали уже понятия (идеограммы), затем слова (логограммы). Поздние древнеегипетские иероглифы были не просто символами, обозначавшими различные идеи или слова, но также имели и фонетическую ценность, что позволило ученым говорить даже об алфавите фонетических иероглифов. Несомненно, эта фонетическая компонента древнеегипетской письменности нашла потом свое развитие у финикийцев и через них – у древних греков, родоначальников всех современных алфавитных систем письма.

Фонетические компоненты египетского письма обозначали только согласные звуки. Эта характерная особенность

египетского письма сохранилась при развитии письменности на Ближнем Востоке (через коптскую алфавитную

письменность, возникшую на основе древнеегипетского языка и древнегреческой письменности). И поныне арабы пишут лишь согласные буквы. Это достаточно экономный

способ записи, которым пользуются, например, некоторые абоненты в СМС-сообщениях: «Счс этот спсб пзвляет экнмть

услия, прдвая дстатчно инфрмции».

Иероглифы-идеограммы, строго говоря, нельзя читать в нашем привычном понимании, их можно интерпретировать,

истолковывать. А вот словесно-слоговое письмо позволило уже записать не понятия, а саму звучащую речь. Основной

частью этой системы здесь является идеограмма, то есть запись понятия, но появляются дополнительные элементы

(знаки, слоги), которые уточняют грамматическое или смысловое значение понятия. По сути, такие комбинированные знаки записывают уже отдельные слова.

Такие знаки, обозначающие слова, называются логограммами.

Если идеограмма, изображающая, например, птицу, обозначает и понятие «птица», и понятие «лететь» (надо каждый раз догадываться), то логограмма, связанная с


понятием птицы, в зависимости от дополнительных знаков, уже выражает какое-то конкретное слово: либо «птица», либо

«лететь».

Словесно-слоговым письмом была шумерская клинопись. И хотя протоклинопись (ранняя клинопись) была пиктографической, но в классическом клинописном письме большая часть знаков является логограммами – записью слов. Использовались также и слоговые клинописные знаки. Они применялись там, где важно передавать созвучия или смысловые оттенки - для записи имен собственных (особенно иностранных), названий мер и весов. Кроме того, слоговые клинописные знаки добавлялись к логограммам для выражения грамматических значений.

Единственные существующие сегодня древние системы письма словесно-слогового типа – это китайская (90% используемых знаков составляют логограммы) и производная от нее японская.

Слоговое письмо– это система письменности, в которой каждый знак передает какое-либо сочетание звуков (слог).

Например, знаки русского алфавита e, ѐ, ю, я, по сути,

являются слоговыми знаками, передающими созвучия (/je/,

/jo/, /ju/, /ja/).

Слоговые системы зачастую являются результатом модернизации словесно-слоговых систем. Наиболее широко

распространены слоговые системы письма в Индии и Юго-

Восточной Азии. Преимущество слогового письма – в меньшем числе знаков (100-300 против 6000-7000 иероглифов в китайском языке), а недостаток – некоторая громоздкость и трудность в выборе правильного чтения, особенно при отсутствии словоразделов.

В алфавитных системах письмаотдельный знак (буква) передает, как правило, один звук. Историческим родоначальником всех видов алфавитного письма явилось древнесемитское (финикийское) письмо. Финикийская система письма содержала 22 знака, служащих для


обозначения согласных звуков. Новая система письменности дала возможность фиксировать речь по звуковому способу с помощью минимального числа легко и быстро запоминающихся знаков (букв).

Исходным для развития всех западных алфавитов является греческое письмо. Оно возникло в X-IX веке до нашей эры.

Считается, что греческий алфавит возник на основе

финикийского. Греческий алфавит существенно отличался от всех существующих систем письма. Подобно финикийскому

и арамейскому, греческое письмо является фонетическим, в

котором знаки обозначают отдельные звуки. Однако если в финикийском языке на письме передавались лишь согласные звуки, то полногласный греческий язык потребовал и записи гласных звуков. Так появились гласные буквы. Некоторые ученые считают, что принцип записи гласных звуков древние греки взяли из другого древнесемитского алфавита – арамейского.

На основе древнегреческого возникли италийские алфавиты, в том числе этрусский (VII век до н.э.), а из него

древнегерманские руны. Из этрусского же, видимо, развилось

латинское письмо (VI век до н.э.).

 

Таблица 4.1 Виды письменности и их характеристики

Вид письма Основная характеристика Цивилизация Примерн ый период
Пиктограммы – рисунки. Картинки передают изображения, образы. Письменной речи еще нет. Протопись- Все первобытные культуры, доцивилиза- ционный период Десятки тысяч лет

 

Вид письма Основная характеристика Цивилизация Примерн ый период
  менность.    
Идеогра- фическое письмо Знак передает понятие (идею), иногда несколько понятий одного ассоциативного ряда, например, ходить, стоять, нога и т.п. Ранние иероглифы. Древний Египет, Шумер, крито- микенская цивилизация. Рисуночное протописьмо майя, рисуночное письмо ацтеков. ?? (ок. V- IV тыс. до н.э.)   Майя, ацтеки – с V века до н.э.
Словесно- слоговое письмо Знак передает не понятие, но конкретное слово. Специальные знаки передают звуковые сочетания (слоги) и грамматические значения, например, муж. или жен. род, мн. или ед. число и т.п. Количество знаков в письменности Поздний Древний Египет, шумерская клинопись, критское линейное письмо А, письменность майя, китайская иероглифика, японская иероглифика и японский силлабарий – слоговой алфавит. Ок. III-I тыс. до н.э.   Древний Египет – до IV века н.э.   Майя – I- XVI века н.э.   Китай, Япония – до наших дней.

 

Вид письма Основная характеристика Цивилизация Примерн ый период
  одного языка – несколько тысяч.    
Слоговое письмо Знаки означают значимые созвучия – слоги. Количество знаков в письменности одного языка – несколько сотен. Юго-Восточная Азия, Индия. Примерн o с V века до н.э.
Алфавитное письмо   (буквенное письмо) Знаки означают звуки и являются буквами. Количество знаков ограничено несколькими десятками. Финикийский, арамейский алфавиты, использовавшие знаки для обозначения звуковых компонентов по примеру египетских звуковых иероглифов. Древнегреческий алфавит, перенявший систему финикийского. от начала I тыс. до н.э.   Гречес- кий алфавит – ок. X- IX веков до н. э.   Совре- менные алфави- ты ведут свою родослов

 

Вид письма Основная характеристика Цивилизация Примерн ый период
    Все современные европейские и многие языки мира. ную от древне- греческо го.

 

 

В эпоху Римской империи латинское письмо приобрело международный характер, сохранявшийся затем в связи с распространением католицизма. Нелатинские письменности, распространенные на большей части Европы, постепенно были вытеснены латинским алфавитом. В христианских монастырях Европы было разработано множество различных стилей латинского письма: ирландский, англосаксонский, каролингский (во Франции), итальянский и т.п. Средневековые монахи не только исписывали страницы книг священными словами, выполненными этими стилями письма, но и превращали их в настоящие произведения искусства и, в конечном счете, получали богато украшенные рисунками манускрипты.

В IX веке группа греческих проповедников, которую возглавляли братья Кирилл и Мефодий, пришла в Южную

Европу, чтобы распространять христианство среди славянских народов. Славяне были обращены в

христианство, а Кирилл и Мефодий перевели Священное Писание на славянский язык, который теперь называют

старославянским или церковнославянским.

Первые славяне-христиане пользовались двумя алфавитными системами – кириллицей и глаголицей. Согласно древним славянским преданиям, именно Святой Кирилл является создателем славянского алфавита, и его имя


носит кириллица. Однако в предании не говорится, какой из двух алфавитов на самом деле был изобретен Кириллом, и эта проблема вызывает серьезные споры среди ученых.

Кириллическое письмо, которым мы пользуемся, было разработано на основе добавления к 24 буквам византийского греческого письма еще 19 букв для специфически славянских фонем (буквы ц, ш были взяты из еврейского квадратного письма, а остальные изобретены специально). Кириллица употреблялась православными славянами, а также (до XIX века) румынами. На Руси сначала пользовались глаголицей; кириллица сменила глаголицу в X–XI вв.

Древнее кириллическое письмо легко в основу письменности многих современных славянских языков

(русский, украинский, болгарский, сербский). Кириллическое письмо стало также использоваться для письменности

некоторых неславянских народов, обитавших на территории СССР и России и не имевших своей письменности. Однако в тех славянских странах, где распространена католическая

вера (Чехия, Словакия, Польша) используется латиница.

Как уже указывалось, первоначально письменность была не частной, а бюрократической функцией – дворцы и храмы

вели учет своего и завоеванного имущества, людей, кораблей,

воинов и т.п. Большинство самых ранних письменных документов являются, по сути, амбарными книгами. Другое

назначение ранней письменности – ритуальные и обрядовые

отчеты, придворные хроники, призванные увековечить религиозные ритуалы или деяния царей.

Долгие тысячелетия письменность не использовалась ни для чего другого, так как даже указы передавались гонцами. Да и для всех прочих форм коммуникации все еще служила

изустная традиция.

Иероглифическое письмо было уделом жрецов. На его изучение уходили годы. Более демократическое алфавитное

письмо уже могло стать навыком любого желающего. В

античности грамотность становится нормальным явлением


для свободных граждан (а в Афинах, судя по комедиям Аристофана, грамотны были даже и рабы). В античном мире письменность выходит из государственных канцелярий и храмов в дома и на улицы. Бюрократия и жрецы теряют исключительное право письма. А ведь некогда это право считалось сакральным. Непосвященного человека, узнавшего тайну письма, в доантичной древности чаще всего казнили.

Постепенно сфера применения письменности расширяется. Во-первых, функция ведения имущественных записей

становится доступна состоятельным гражданам. Во-вторых,

ритуальная функция письма также «идет в народ»: образованные люди стремятся оставить личные свидетельства, нечто вроде «Киса и Ося были здесь», которую оставила группа греческих наемников в VI веке до н.э.. О распространение грамотности свидетельствует, к примеру, вполне туристическая надпись на левой ноге статуи Рамзеса

Когда царь Псамметих пришел в Элефантину, те, кто плыл с Псамметихом, сыном Теокла, сделали эту надпись. А

прошли они выше Керкиса так далеко, как позволяла река.

Иноязычными предводительствовал Потасимто, а египтянами Амасис. Запись о нас сделали Архон сын Амебихо и Пелек сын Худамо.

То есть в этом партизанском отряде уже были свои писари. И люди уже считали себя вправе оставлять личное

свидетельство. Стоит добавить, что подобные ритуальные личные надписи весьма похожи на те, что делали, к примеру,

советские воины на стенах разрушенного Рейхстага в мае 1945 года.

Помимо реализации бухгалтерских и ритуальных функций

письменность начинает служить и для передачи сообщений. Она вытесняет гонцов-глашатаев и ведет к зарождению официальной, деловой и личной переписки.

И, наконец, письменность начинает выполнять мемуарную, а затем и художественную функцию – сначала


записываются деяния царей и героев, эпосы. Примерно в V веке до нашей эры были записаны первые величайшие литературные произведения, ранее жившие в устной традиции – поэмы Гомера. А потом сфера художественного словесного творчества описывает уже и жизнь простых людей.

Вот как новые возможности, связанные с письмом, описываются в шумерском эпосе о царе Гильгамеше3. Гильгамеш разговаривает со своим отцом, находящимся в царстве мѐртвых:

· Но ты сказал мне о каких-то тайных таблицах. В мои времена не было такого слова.

· Таблицы, на которых знаками можно записать все человеческие знания.

· Зачем они? Или у вас, черноголовых, ослабла память, и вы теперь не в состоянии запомнить знания наизусть?

· Наизусть мы тоже запоминаем. Но как передать слово на большое расстояние, если не при помощи таблицы?

Как передать наставления внукам, если человек умирает, не

дождавшись их появления? А как передать любовное послание - не заставлять же слугу заучивать сокровенное слово? Как сохранить надолго в памяти торговый договор, приговоры суда?

С античных времен письменность становится неотъемлемой частью не просто государственной, но и

общественной, а также личной жизни. У человека

появляются два вида коммуникативной практики, два вида речи – устная и письменная.

 

3 Гильгамеш жил около 2800 года до нашей эры. Эпизод эпоса воспроизводится по повести-пересказу В. Воскобойникова "Блистательный Гильгамеш".









Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 12477;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.031 сек.