Известно также, что в разных культурах укоренились разные представления о личном пространстве. На Востоке предпочитают, чтобы дистанция между
собеседниками была больше. Если общение американца и японца записать на видео, а потом прокрутить в ускоренном режиме, то создастся впечатление, что американец напрыгивает на японца, а тот, наоборот, отпрыгивает. Потому что для американца допустимая дистанция между собеседниками гораздо меньше, чем у японца, американец старается ее сократить. Японец же, наоборот, отодвигается, старает сохранить дистанцию.
Есть и другие различия в культурах, связанные с положением тела. Например, американцы считают
нормальным стоять боком друг к другу во время разговора, у
нас же это может быть воепринято как знак неуважения.
3.Тактильная коммуникация – это передача информации путем прикосновений, похлопываний, поглаживаний и т.п.
Использование тактильных элементов коммуникации также говорит о взаимных отношениях, статусе, степени близости
между коммуникантами. У близких людей их взаимоотношения выражаются в объятиях, поглаживаниях, поцелуях. Товарищеские отношения могут выражаться
рукопожатиями, похлопываниями по плечу. Подростки, равно как детеныши животных, бывает, имитируют
потасовки: они в игровой форме ведут борьбу за лидерство. Такие их отношения выражаются в тычках, пинках и захватах.
Разумеется, каждый вид прикосновения уместен в определенной ситуации и только в определенной ситуации
может передавать какой-то смысл, то есть восприниматься как проявление коммуникативного намерения. В лермонтовской «Княжне Мэри» Печорин, помогая Мэри
перебираться через горную речушку на лошади, касается руки княжны. Это прикосновение пронзает их словно током,
оно символизирует для обоих особые отношения. Точно такое же прикосновение между пассажирами в автобусе вряд
ли будет истолковано как знак.
В кинофильме «Осенний марафон» герой Басилашвили, интеллигентный и безотказный литератор Бузыкин, вдруг агрессивно и фамильярно треплет по плечу своего коллегу, который прежде позволял себе именно такую фамильярность по отношению к самому Бузыкину. В такой ответной агрессии выражается бунт Бузыкина, причем, бунт не только против фамильярного коллеги, но и - второй уровень символичности - бунт против роковой суеты, одолевшей Бузыкина. Этим нарочито фамильярным похлопыванием по плечу он посылает недвусмысленное сообщение своему нагловатому коллеге, а заодно и всему миру: «Мне надоела ваша беспардонность, и я не позволю! ...». Простой эмоциональный жест полон прямых и скрытых смыслов, замечательно переданных режиссером и актером. Однако раскодировать это сообщение, понять его конкретный смысл возможно только в этой конкретной ситуации. В другой ситуации такой же тактильныи контакт может означать нечто другое.
Иными словами, знаки, передаваемые многими невербальными средствами коммуникации (мимикой, позой, прикосновениями), не столь однозначны, как слова естественного языка. Эти знаки чаще всего интерпретируются с учетом ситуативных факторов, то есть условий, в которых они использованы.
В человеческом общении известны и другие средства невербальной коммуникации. К ним можно отнести,
например, одежду и украшения. Если, скажем, сотрудник
пришел на рабоу в торжественной одежде, то любой из нас может по этому предположить, что у него сегодня день рождения или важная встреча; иначе говоря, какои-то важныи день. Он сигнализирует о своем особом дне своей особой одеждой.
Одежда как средство сообщения очень успешно используется в политике. Министр чрезвычайных ситуаций С. Шойгу ввел в политику новыи стиль одежды – он
постоянно появлялся на публике в куртке спасателя, тем самым давая понять, что он воплощает особый род министра
– министра, который сам причастен к разбору завалов. Вошла
в легенду кепка московского мэра Лужкова. С помощью этой кепки мэр сообщает, что он мэр-работяга, мэр из народа. Президент Путин надевал форму петчика и подводника - это тоже были особые сообщения, адресованные избирателям. Президент Ельцин практиковал особые встречи с лидерами государств - «встречи без галстука». Эти встречи призваны были продемонстрировать неформальный и дружеский характер взаимоотношений лидеров. И, особенность таких встреч символически передавалась стилем одежды – отсутствием галстуков.
Опыт политиков служит хорошим примером для использования такого средства общения, как стиль в одежде, любым руководителем. Руководитель всегда выглядит более официально, чем рядовые работники – галстук, дорогой костюм, дорогие аксессуары подчеркивают его социальный статус. И это важно для соблюдения правил иерархии (от греческого – «священное старшинство»), то есть, по сути, для поддержания порядка. Руководитель своим внешним видом сигнализирует о своем статусе. Если посторонний человек приходит в трудовой коллектив, он зачастую по одежде может определить, кто тут начальник.
В то же время иногда руководителю, как и политикам, следует облачаться в рабочую одежду, посылая своим
подчиненным тем самым сигнал рабочего и творческого
единения. Точно также можно использовать и неформальную одежду, надевая джемпер и джинсы для участия в вечеринках и коллективном досуге компании. Тем самым руководитель может сообщать о своеи близости к простым сотрудникам, подчиненным, что может быть важно с точки зрения регулирования психологического климата в коллективе, формирования командного духа.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1238;