Особенности, частота возникновения, причины, локализация и глубина травмирований зубочелюстного аппарата у спортсменов.
Первым шагом в решении проблемы защиты ЗЧА от удара у спортсменов КСВС, есть оценка возможных причин и условий возникновения травм. Решение этой задачи мы начали с детального статистического анализа относительно локализации и глубины ТП ЗЧА и особенностей их клинических проявлений.
В результате проведенного клинического стоматологического обследования и анкетирования 100 спортсменов обнаружено, что при полученных ударах и столкновении соперников наибольший процент травмирований приходится именно на ЗЧА и составляет 68 % от общего количества травм челюстно-лицевой области и головы (Рис. 3.1.1).
Рисунок 3.1.1. Распространенность травматических повреждений челюстно-лицевой области и головы у обследованных 100 спортсменов-единоборцев.
А именно, травматические повреждения испытали:
Мягких тканей ротовой полости - языка, слизистой щёк, альвеолярных отростков, губ у 44 % спортсменов от общего количества травм ЗЧА (Рис.3.1.2). Травмы слизистой оболочки и языка сопровождались кровотечением, в результате повреждения сосудов, отеком и интенсивными болями. У 10,6% спортсменов зафиксирована деформация губ в результате образования деформирующих рубцов на месте заживления ранений слизистой полости рта.
Рисунок 3.1.2. Распространенность травм зубочелюстного аппарата у обследованных спортсменов-единоборцев.
У 42% спортсменов ранения слизистой оболочки совмещались с повреждениями передних зубов, чаще верхних.
Для удобства представления полученных данных о повреждении зубов, мы воспользовались классификацией травм зубов (Грибан А.М. 1988) [16].
Таким образом, у 42% спортсменов от общего количества травматических повреждений ЗЧА составили:
Повреждение связочного аппарата зуба в виде вывихов частичных и полных, зафиксировано у 20% единоборцев.
Рисунок 3.1.3. Частичный вывих 21 зуба с кровоизлиянием пульпы.
В частности частичные вывихи с травмированием пульпы зуба наблюдались у 10 (4,6%) спортсменов, зубы приобретали подвижность II-III степени (Рис. 3.1.3). Полные вывихи с разрывом тканей удерживающих зуб в лунке и полным удалениям зуба из лунки мы наблюдали у 5 (2,3%) спортсменов (Рис. 3.1.4).
Рисуок 3.1.4. Травматическое полное удаление 12 зуба, рассечение слизистой оболочки, гематома окружающих тканей.
Следует обратить внимание на то, что во время обследования этих 15 травмированных спортсменов у 7 отмечен глубокий прикус с протрузией верхних передних зубов.
У 3 спортсменов был вывих боковых резцов верхней челюсти, которые служили опорой для мостовидных металлокерамических протезов, которые замещали дефект фронтального отдела при отсутствии центральных резцов, потерянных также в результате спортивной травмы. У 1 спортсмена - после удара сломался штампованно-паяный мостовидный протез с отрывом промежуточной части, опорные зубы с коронками имели подвижность II степени.
Перечисленные виды травм сопровождались подвижностью и изменением положения зуба, кровотечением, в результате травмы пародонта, болями при накусывании и перкусии, снижением функциональных возможностей зуба.
Дата добавления: 2015-08-04; просмотров: 762;