Эмпиризм и индукция.
Эмпиризм –это философское направление, в котором утверждается, что источником истинного знания является опыт. Название направления происходит от греческого слова «empiria», означающего в переводе «опыт».
Представителями эмпирического направления являются Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк и другие.
Эмпирики считали, что единственным источником истинного знания является опыт. Но опыт может быть получен различными способами, среди которых выделяют два основных: при помощи органов чувств, в ходе повседневной жизни человека и в процессе научных опытов, экспериментов, наблюдений, использующих специальные методы получения знания.
Содержание всех знаний человека (человечества) сводится, в конечном счете, к опыту. Опыт связан с чувствами, ощущениями, восприятиями и представлениями.
Главной идеей эмпириков-сенсуалистов является: «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях». В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека изначально чисты, как вощеная доска («tabula rasa»), на которой писали древние. Ощущения и восприятия «пишут» на ней свои «письмена».
Поскольку ощущения и чувства могут обмануть человека, то он проверяет их при помощи эксперимента, который корректирует данные органов чувств.
Знание должно идти от частного, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий. В этом суть индуктивного метода познания, который эмпирики считали истинным и применимым как в философии, так и во всех частных науках.
Индукция – это философский метод познания, при котором логическое умозаключение делается от частных, единичных фактов к общим выводам и обобщениям. Термин «индукция» происходит от латинского слова, в переводе означающего «выведение», «наведение».
Т. Гоббс и Дж. Локк развивали идею равенства возможностей разных личностей.
Т.Гоббс – последователь Бэкона вошел в историю философии не только как выдающийся методолог науки, но и как автор теории государства. Гоббс одним из первых сделал попытку вскрыть земную, реальную основу государства, рассматривая его не как божественное творение, а как продукт сознательной деятельности людей. Он создал концепцию общественного договора, без которого, по его мнению, люди в силу своей естественной вражды друг с другом не способны к мирному сосуществованию.
Джон Локк (1632 – 1704) – философ, представитель эмпирического направления философии Нового времени. Главный его труд – «Опыт о человеческом разуме». Он подверг убедительной критике схоластические и умозрительные теории, в которых утверждалось, что у человека существуют «врожденные идеи» и доказал, что все наше знание имеет лишь опытное происхождение. Ввел в философию понятие «ассоциация», обозначив им способ образования сложных идей из простых посредством их притяжения.
Дж. Локк рассматривает в своем учении индивидов, ищущих во всем только свой частной выгоды. Он считал, что человек от рождения обладает тремя основными правами: на жизнь, на свободу и на собственность. Эта идея тройственности прав человека стала основой многих раннебуржуазных конституций. Дж. Локк показал, что эти три права взаимосвязаны друг с другом и взаимоопределяют друг друга. Основные права гражданина и человека не могут быть обеспечены без терпимости друг к другу, ибо терпимость есть теоретически осознанный всеобщий смысл права. В основе всех гражданских прав должно быть уважение и соблюдение гражданской самостоятельности индивида.
Таким образом, идея об опыте как единственном источнике истинного знания была исследована Дж. Локком применительно к социальному опыту человека.
Новые философские идеи, выдвинутые эмпириками, оказали влияние на правоведение. Правоведы стали настаивать на том, что все люди долны подчиняться одним и тем же юридическим законам при естественном несходстве разных индивидов.
Дата добавления: 2015-08-04; просмотров: 3816;