Универсальность

Источником права в широком смысле всегда признавалась природа. Природа вещей всегда предшествует закону, решению судьи.

nomos – закон

По Аристотелю: номократия – господство закона для плохого и несовершенного государства. Но это не надо и не обязательно для хорошего общества, в этом обществе правит разум.

Позитивный закон как отражение естественного закона logos, юридический закон это отражение мирового закона.

Позитивный закон – это конкретизация мирового закона.

Утверждалась универсальность античного знания. Вся реальность есть природа и она естественна.

И главное - это свобода, но свобода внутренняя, духовная, но не моральная.

Эпикур – независимость – это индивидуальная свобода.

Далее, Стоики – универсальный закон – это моральный: "Мы вне нас рабы, но внутри свободны (стремление к должному).

Свободно соглашайся с велением logosa – познанной необходимостью.

Нужно выполнять свой долг – и свобода как моральный долг. Более того, это не только моральный долг, но и гражданский долг.

Человеку не нужно внешних благ, если он внутренне свободен.

Цицерон – важна справедливость в общественных отношениях.

 

В античные времена также возникает проблема правопорядка - порядка в полисе, стабильность в полисе, который соответствует космическому порядку.

Платон: стабильность достигается за счет подавления каких бы то ни было индивидуальных предпочтений (моральных и т.д.)

Аристотель: правопорядок, стабильность как единство в многообразии. В его идеальном государстве соблюдена мера.

Он выделяет формы государства: аристократия, олигархия, демократия и если все это смешать и взять лучшее, тогда и получится стабильное государство.

Платон: женщины, дети, собаки и т.д должны быть общим хозяйством государства. Искореняется все индивидуальное, а если что есть индивидуальное – то оно преобразуется в государственное. Все должно быть по одному образцу, печалиться и радоваться надо тоже в одно время.

Выводы:

  1. Юриспруденция – часть единого знания.
  2. Не нужен поиск истины, а нужен поиск справедливости.
  3. Юриспруденция – искусство.
  4. И позитивное и естественное кореняться в природе вещей.
  5. Право – это справедливость особого рода (полисное, юридическое)
  6. Аристотель: право – все объективно. Нет деления на субъективное и объективное право.
  7. Аристотель: нет разграничения на частное и публичное право.
  8. Идея правопорядка – часть проблемы стабильности политической системы.

Лекция 3 (22.02.2006)

Надо вспомнить Средние века. Кто придумал эту периодизацию? Целлариус, филолог придумал это во второй пол. 17 века. Он разделил всю предшествующую историю на 3 этапа. Причем, в зависимости от той или иной роли общенаучного, общечеловеческого латинского языка. Время, во-первых, эпоха чистого языка – древность до Императора Константина 1 ( 4 век Нашей эры), второй этап- время варварской латыни- от падения Западной Римской империи и до завоевания Константинополя турками (1453 год) и возрождение чистого латинского языка, то есть Эпоха возрождения ( вторая половина 17 века)- это Средние века. Примерно ранее Средневековье - от империи Карла Великого, падения Западной Римской империи, а некоторые даже от Диоклетиана (с 3 века), затем, зрелое Средневековье – 11-13 века, когда рыцарское Средневековье созрело и , наконец, позднее Средневековье- до 16 века, где смыкается уже с эпохой Возрождения.

 








Дата добавления: 2015-08-04; просмотров: 665;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.