О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия

 

Общественное состояние современной России можно охарактери­зовать как переходное. На наших глазах формируется граждан­ское общество, для которого характерен плюрализм в духовной жизни, создание политической и правовой систем, отвечающих ми­ровым демократическим стандартам. Это общество требует более высокого уровня образования, экономической и политической культуры людей, способности самостоятельно ориентироваться в различных идейных и духовных традициях и течениях. А для это­го необходима не только высокая степень массового освоения культуры, но и способность сограждан широко использовать достиже­ния человечества в сфере культуры.

Процесс освоения художественного наследия имеет свои особенности. Современная тенденция переосмысления роли и зна­чения культурного наследия состоит в стремлении не только со­хранить его в первозданном виде, но и активно включить в канву современной жизни. То есть сам процесс истории художествен­ной культуры выступает здесь не только как процесс сохране­ния прошлого и накопления культурных ценностей, но и как про­цесс открытия нового в старом.

Другими словами, культурное наследие несет в самом себе и функцию подлинно современного явления культуры. Лучшие произведения отечественного искусства не только продолжают участвовать в жизни человечества, но в них художественная куль­тура не знает старения.

К этому следует добавить и две особенности российского менталитета,аналога которым практически нет в истории запад­но-европейской художественной культуры.

Первая особенностьзаключается в том, что отечественное историко-культурное сознание подверглось в XX веке колоссаль-

ной деформации, захватившей не только материальную и духов­ную культуру, но и изменило отношения между поколениями, структуру быта, элементарные нормы морали.

Вторая особенностьзаключается в том, что происходит ак­тивное вторжение историко-культурных реалий прошлых веков в современную духовную ситуацию. Старинный быт, художествен­ные вкус, политические институты старой России становятся мо­делью социальной активности в современной.

Поэтому столь важно понимать преемственность художе­ственных ценностей не как механическое использование куль­турного наследия прошлых поколений. Хранить наследство еще не значит ограничиваться этим наследством. Необходимо изучать это наследство и активно включать его в современную социокуль­турную ситуацию. Как справедливо писал Ю. М. Лотман в одной из своих книг: «Культура есть память. Поэтому она всегда связа­на с историей, всегда подразумевает непрерывность нравствен­ной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и че­ловечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, со­временной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчи­тывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру — куль­туру человечества» (Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). -С.-П6.1994.С.8).

Охрана национального культурного наследия России осуще­ствляется в рамках программ международного сотрудничества в области охраны памятников культуры.

В 1972 году по инициативе Комитета всемирного культур­ного и природного наследия при ЮНЕСКО была принята Конвен­ция по охране культурного и природного наследия человечества (1972 г.) и Рекомендация по сохранению исторических ансамб­лей (1976г.). Результатом принятия Конвенции стало создание си­стемы международного культурного сотрудничества, которую возглавил вышеназванный комитет. В его обязанности входит со­ставление Списка выдающихся памятников мировой культурыи оказание государствам-участникам помощи в обеспечении со­хранности соответствующих объектов.

За годы существования комитета в Список всемирного на­следия были внесены некоторые памятники отечественной культуры: Московский и Новгородский кремли; Троице-Сергиева лав­ра; «Золотые ворота», Успенский и Дмитровский соборы во Влади­мире; церковь Покрова на Нерли и Лестничная башня палат Андрея Боголюбского в поселке Боголюбово; Спасо-Евфимиев и Покров­ский монастыри, Рождественский собор, архиерейские палаты в Суздале; церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша; а также историко-архитектурный ансамбль на о. Кижи и центр Санкт-Петербурга.

Внесение памятника культуры в Список всемирного насле­дия означает, что он становится объектом особой защиты и в слу­чае необходимости могут быть организованы международные ак­ции по его сохранению, оказана первоочередная помощь в его изу­чении, предоставлены эксперты, сложное оборудование и т. д.

Рекомендация по сохранению исторических ансамблей до­полняет и расширяет Конвенцию и ряд других международных ак­тов. Суть документа сводится к обеспечению комплексности в деле охраны культурного наследия, особенно архитектурного.

В тесном сотрудничестве с ЮНЕСКО работает Международ­ный совет по вопросам сохранения исторических мест и историче­ских памятников — ИКОМОС.Эта организация, основанная в 1965 году и объединяющая специалистов из 88 стран, строит свою дея­тельность на охране культурно-исторических ценностей, их рестав­рации и консервации. Также ИКОМОС занимается подготовкой спе­циалистов и вопросами законодательства. Огромное значение в деле сохранения культурного наследия получила Венецианская Хартия (Венеция, май 1964 г.). Согласно Хартии историческими памятника­ми считаются отдельные архитектурные сооружения, комплексы городской и сельской постройки, которые сложились исторически и связаны с культурными процессами или историческими событиями.

По инициативе ИКОМОС принят ряд документов по совер­шенствованию охранного дела в мире. Среди них — Флорентий­ская международная Хартия по охране исторических садов (1981 г.), Международная Хартия по охране исторических мест (1987 г.), Международная Хартия по охране и использованию ар­хеологического наследия (1990 г.).

Среди негосударственных организаций, занимающихся во­просами всемирного историко-культурного наследия, особо выде­ляется Международный центр исследований в области консерва­ции и реставрации культурных ценностей, получивший название Римского центра — ИККРОМ. Членами ИККРОМ являются пред­ставители 80 стран, в том числе и Россия. Центр изучает и распро­страняет документацию, координирует научные исследования, оказывает помощь и дает рекомендации по вопросам охраны и рес­таврации памятников, организации подготовки специалистов.

В нашей стране функции охраны историко-культурного на­следия выполняют: Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), осуществляющее программы «Русская усадьба», «Российский некрополь, «Храмы и монастыри», «Русское зарубежье»; Российский фонд культуры,финансирующий ряд программ, в том числе и программу «Малые города России». По­становлением правительства России от 13 апреля 1992 года в Москве создан Российский научно-исследовательский институт культур­ного и природного наследия.Основная деятельность института со­стоит в выявлении, изучении, сохранении, использовании и популя­ризации национального и природного наследия.

Другим постановлением правительства страны от 29 дека­бря 1992 года за № 1027 образована Комиссия по реституции культурных ценностей.Комиссия создана для урегулирования взаимных претензий России и иностранных государств по воз­вращению культурных ценностей, предусмотренному междуна­родными соглашениями, участниками которых является Россий­ская Федерация.

Рассмотрим же основные направления деятельности Рос­сийского фонда культуры и Всероссийского общества охраны па­мятников культуры и истории, которые направлены на сохранение национального культурного наследия.








Дата добавления: 2015-08-04; просмотров: 997;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.