Глава 5. час пошел со своим гусем и всей свитой к королевской дочке, и когда та увидела всех людей, которые бежали за гусем
Внутренний мужчина
час пошел со своим гусем и всей свитой к королевской дочке, и когда та увидела всех людей, которые бежали за гусем, она разразилась громким смехом и долго не могла остановиться. Тогда Дурень потребовал выдать принцессу за него замуж, но будущий зять королю не понравился, дн стал придумывать разные увертки и наконец сказал, что отдаст за него дочь только тогда, когда он приведет к нему того, кто бы мог один выпить целый погреб. Дурень отправился в лес, встретил там старенького, седенького человечка и попросил помочь. Человечек пришел и выпил весь королевский винный погреб. Потом король поставил новые условия: прежде, чем жениться на королевне, Дурень должен был привести того, кто мог бы один съесть целую гору хлеба. Снова Дурень пошел к человечку, и тот снова ему помог. Когда Дурень в третий раз стал требовать у короля свою невесту, король еще раз постарался увильнуть и потребовал, чтобы Дурень добыл такой корабль, который мог одинаково двигаться и по воде, и по земле. Дурень в третий раз отправился в лес и попросил у человечка ему помочь. Тот дал ему такой корабль, который мог одинаково ходить и по земле, и по воде. Увидав корабль, король уж не мог больше отказывать Дурню в руке своей дочери. Так Дурень женился на королевской дочери, которую он рассмешил, и по смерти короля унаследовал его королевство.
В сказке показан образ дочери, оказавшейся в плену «панциря амазонки» - она настолько серьезна, что не может смеяться. Ее отец настолько не ценит Дурня, что даже после того, как тот рассмешил его дочь, он все еще не считает его достойным ее руки. В сказке также видно, что только маскулинные персонажи, которые являются практичными и следуют планам своего Эго, пользуются уважением своих родителей - только умные старшие братья пользуются их доверием и получают хороший пирог и хорошее вино. Но из этой сказки видно и то, что, хотя старшие братья являются умными и благоразумными, именно их чрезмерная сосредоточенность на цели приводит к травмам и препятствует ее достижению - они не могут нарубить дров и привезти их домой. Точно так же хорошо защищенная панцирем «женщина-амазонка», которая все держит под контролем, возможно, увидит, что она не знает, как пойти в лес (символ бессознательного или неизвестной внутренней реальности) и вернуться обратно, нарубив дров, которые могли бы воспламенить ее творчество и страсть. Оказывается, отправиться в лес и принести оттуда сокровище может только
наивный Дурень, которого все считают глупым и никто не уважает. Он делает это из своего бескорыстного великодушия, не связанного с достижением цели или с каким-либо объектом. При этом парадокс состоит в том, что благодаря своему бескорыстию он обретает и надежного помощника - маленького седенького старичка, который живет в лесу, и затем получает спрятанные в дереве сокровища. В корнях дерева он находит гуся с золотыми перьями, который притягивает всех, кто его видит. Разумеется, как известно, гусь - это птица глупая, но этот образ свидетельствует о том, что в «придурковатости» скрывается золото. Однако золотом нельзя завладеть посредством эго-контроля или корысти, и тот, кто пытается это сделать, приклеивается к золотым гусиным перьям. Этот поразительный образ демонстрирует, как можно «прилипнуть» к вещам, пытаясь их захватить и удержать. Смешной оказывается именно расчетливая установка, а не наивное поведение Дурня. По существу, теперь Дурень обладает силой, и он продолжает свой путь, несмотря на вереницу прилипших к гусю людей. Здесь мы видим, что, хотя Дурень может казаться глупым, на самом деле обладает чертами трикстера. Он знает, что все эти люди прилипли к гусю, но продолжает идти своим путем. Следовательно, у него присутствует Теневой элемент, ибо он совершенно не пытается помочь всем этим людям. Но иногда именно Теневой аспект помогает разрешить неразрешимую ситуацию. Именно в том, что Дурень продолжает вести за собой вереницу прилипших людей, я вижу присущий Дурню аспект «рассерженного мальчика». Здесь они вместе работают над трансформацией серьезной, ригидной и застывшей формой фемининности в ее юную и смеющуюся форму. Женщина, скованная «панцирем амазонки», обычно является слишком серьезной, чтобы смеяться. Но если она позволит себе освободиться от этого панциря и увидит ценность «гусиной» придурковатости и засмеется над установками, которые пытаются ею завладеть и управлять, тем самым продолжая держать ее втиснутой в панцирь, то этот «панцирь амазонки» может развалиться на части, и тогда становится возможной свадьба с Дурнем.
Степень негативного влияния отца, приводящая к реактивному образованию «панциря амазонки», проявляется в сказке в том, что даже после того, как Дурень смог рассмешить королевскую дочь, ее отец все равно отказывается отдать ее ему в жены и ставит перед ним, казалось бы, еще менее выполнимые задачи. Содер-
144
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 585;