Глава 5. фии. К тому же я вышла замуж, но мы с мужем жили как два «холостяка»,, поглощенные только своей работой
Внутренний мужчина
фии. К тому же я вышла замуж, но мы с мужем жили как два «холостяка»,, поглощенные только своей работой. Вдобавок я стала придерживаться взгляда, что женщины не отличаются от мужчин, и хотя множество моих побуждений и чувств этой идее противоречили, я чувствовала себя виноватой и подавляла их. Нечего и говорить, что я находилась в серьезной депрессии. В сновидении рыжий двенадцатилетний мальчик сидел за мной на покрытом травой пригорке и бросал в меня маленькие камешки с острыми краями, которые ранили мне плечи и спину. Очевидно, он на меня злился, пытаясь привлечь мое внимание, и, наконец, ему это удалось. Вскоре после этого я начала проходить анализ; мой защищенный профессиональный мир развалился на части, и я столкнулась с чувствами этого «рассерженного мальчика».
Здесь я не буду обсуждать позитивные качества «женщины-амазонки», ибо ее непреклонность, уверенность в себе и умение доводить дело до конца действительно представляют высокую ценность. Вместо этого я поговорю о женщинах, чье положение «амазонки» вызвано реакцией на неадекватное отношение отца, т.е. о женщинах, ощущающих бремя этой роли, изнуренных борьбой и работой и утративших ощущение смысла, который они когда-то в этом находили. В таких случаях потеря смысла и внутреннее истощение свидетельствуют о том, что ситуация стала жесткой и очень серьезной. Куда же делись удовольствие, игривость, спонтанность? По всей видимости, куда-то потерялась игривая мальчишеская часть личности, однако, по моему опыту, она скрылась в фигуре «сердитого и бунтующего мальчика». Потеря этой мальчишеской части личности не вызывает удивления, особенно если в ощущении женщины этой стороны маскулинности преобладали разочарование, недоверие, тревога или стыд. Опыт, в соответствии с которым можно научить ребенка плавать, просто бросив его в воду, является столь же распространенным, как сама пословица, поэтому довольно часто позитивная, одухотворенная юношеская часть личности отбрасывается как реакция на страшную и отвратительную ее часть. На мой взгляд, здесь, как и в случае пуэллы, это происходит, когда отцовское начало воспринимается как неразвитое или нарушенное. Но вместо того чтобы оставаться пассивной и искать отца в другом мужчине, «женщина-амазонка» пытается встроить его в себя. И в связи с тем, что она пытается стать своим собственным отцом, ее эго-адаптация соответственно обретает тенденцию стать маскулинной. Хотя в ко-
нечном счете интеграция отцовского начала является весьма существенной в развитии женщины, в реакции «женщины-амазонки» происходит идентификация с той частью маскулинности, которая является мудрой и серьезной, сильной и могущественной, деятельной и состоявшейся, обязательной и ответственной. Игривой, спонтанной, с богатым воображением и склонностью к развлечениям, юношеской частью маскулинности обычно пренебрегают и обесценивают ее. Тогда не удивительно, что она превращается в сердитую посредственность.
Один способ, с помощью которого «сердитый мальчик» может испортить жизнь «амазонке», - создать ей неприятности в коллективе. Зачастую в навязчивом стремлении все делать правильно - например, вести машину - рядом оказывается трикстер, побуждающий вас ехать по встречной полосе, в то время как за вами гонится полиция, чтобы остановить и выписать штраф за нарушение правил. Другой способ испортить жизнь - страдания тела, которое восстает против чрезмерной загруженности, что проявляется различными болезненными симптомами: это могут быть язва, колит, головные боли или напряжение в спине и шее. За мешающей работе депрессией также может скрываться «рассерженный мальчик», как и в случае, когда человек совершает ошибку или просчет и выглядит очень смешно в глазах окружающих. Иногда выпады «сердитого мальчика» происходят демонстративно на внешнем уровне.
В процессе работы над этой главой со мной произошел следующий случай: я очень медленно ехала на машине по улице, и в это время двое мальчишек-подростков, которые играли на противоположной стороне, направили прямо мне под колеса железную игрушечную машинку, причем это произошло так быстро, что я не успела затормозить. Моя машина проехала по их игрушке, и они очень разозлились. Вместо того чтобы обрушить на них свой гнев и отругать за невнимательность, а потом, возможно, постараться их понять, я приехала на взморье, куда, собственно, и направлялась, и припарковала машину. Вернувшись, я увидела, что ветровое стекло и вообще вся машина были в грязи - ее закидали сырыми яйцами; несомненно, здесь не обошлось без тех рассерженных подростков. Я разозлилась и почувствовала себя беспомощной и униженной. Зачастую нападки «сердитого мальчика» вызывают это ощущение нелепости и уязвимости. Рассерженные подростки этими битыми яйцами в буквальном смысле
138
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 623;