Глава 5. лось: шпага пронизывает, а значит способна разделять и дает возможность сражаться
Внутренний мужчина
лось: шпага пронизывает, а значит способна разделять и дает возможность сражаться. В тибетском буддизме холодное оружие символизирует качество «непоколебимости Ваджры80» - такой непоколебимости, которая исходит непосредственно из внутреннего ядра. В христианской символике святой Георгий Победоносец держит в руке копье, которым поражает дракона. Вспомним и о том, что благодаря волшебному мечу (который извлек из камня) король Аргур получил право на корону и первенство среди рыцарей Круглого стола, а рыцари ощущали свою сопричастность общему делу и коллективно принимали решения.
С помощью волшебной шпаги Король золотых россыпей сначала побеждает своих врагов: сфинксов, драконов и прекрасных нимф - все эти образы символизируют опасность, исходящую от неинтегрированной фемининности. Злая мать - сфинкс создает неразрешимую проблему, из которой нет выхода, и таким образом вызывает нерешительность. Дракон пожирает, погружая в уныние и инертность. А юные грациозные нимфы могут соблазнять своей невинностью и красотой. Но в конце концов король забывает о своей задаче, когда пытается убедить принцессу в том, что он ее любит, и пытается исцелить ее израненные чувства. Он смог преодолеть жалость по отношению к нимфам, но не к принцессе. А потому он поддается ее жалости к себе и роняет шпагу, вместе с ней утрачивая опыт и силу, которые он к этому времени обрел. Таким образом, в конце сказки не происходит никакой трансформации.
На мой взгляд, эта волшебная сказка дает очень хорошее представление о том, как может выглядеть неразвитая маскулинная часть личности пуэллы. С одной стороны, в ней присутствует Желтый карлик, образ маскулинности в ее извращенной форме; эта фигура заставляет пуэллу мучиться из-за сомнений, жалости к себе, нарциссизма, депрессии, суицидальных устремлений, инертности и т.д. С другой стороны, в ней присутствует Король золотых россыпей: эта фигура обладает возможностью преодолеть саморазрушение, однако она является неразвитой, а также слишком слабой и ранимой, чтобы решить эту задачу. Ему не хватает осознанной сосредоточенности на поставленной цели, а также муже-
80 Ваджра (на санскрите означает «молния», а также «бриллиант») - основной символ буддизма, громовой топор, представляющий собой перехваченный посередине пучок скрещенных молний с загнутыми краями; символизирует мужское начало, неуничтожимое™ и духовную власть. - Примеч. ред.
ства, спокойствия и терпения, чтобы ее достичь несмотря ни на какие препятствия.
Как видно из сказки, любой пуэлле, независимо от особенностей ее паттерна, необходимо развивать внутреннюю маскулинность в образе воина, чтобы научиться крепко держать шпагу. Это очень хорошо выражено в стихотворении «Шпага» Карин Бойе81:
Шпага -
гибкая, податливая и сильная -
танцующая шпага,
гордо подчиняющаяся строгим законам,
жестким ритмам стали.
Шпагой
я хотела быть - душой и телом.
О, как я ненавижу свою презренную гуттаперчевую душу,
которая, скрученная и смятая
чужими руками, безропотно переносит все.
Я ненавижу тебя,
моя ленивая, сонная душа.
Ты умрешь.
Помоги мне, ненависть, сестра печали,
помоги мне стать шпагой,
танцующей шпагой из твердой стали.82
Я пришла к заключению, что при работе над паттерном пуэллы чрезвычайно ценным является описание «пути воина»83. По моему мнению, в книгах Кастанеды описаны многие установки пуэллы, которые можно обнаружить и у отдельных людей, и в нашей культуре. В книгах они находят выражение в образе самого Кастанеды. Его учитель, Дон Хуан, индеец из племени яки, все
81 Карин Мария Бойе (1900-1941) - известная шведская поэтесса и про
заик. Интересовалась восточной философией, обращалась к христианству, ог
ромное влияние на ее творчество оказала древнескандинавская поэзия, была зна
кома с работами 3. Фрейда и психоанализом. Посещение. СССР в 1930 г. произ
вело на нее неизгладимое впечатление, после чего был написан знаменитый ро
ман-антиутопия «Каллокаин», изданный в 1940 году. Острейший душевный кри
зис завершился для писательницы самоубийством. - Примеч. ред.
82 Bankier, Cosraan, Earnhaw, Keefe, Lashgari, Weaver, eds., The Other Voice
(New York: W.W. Norton Co., Inc., 1976), p. 38.
83 Карлос Кастанеда обсуждает тему и образ воина во многих своих книгах.
См., например., Tales of Power (New York: Simon and Schuster, 1974). (В рус. пе
реводе: Кастанеда К. Сказки о силе. - Киев: София, 2008.)
134
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 722;