КЛИНИКА

Острый аппендицит характеризуется многообразием клинических проявлений. И.И. Греков в связи с этим образно назвал его “хамелеоноподобным заболеванием”, Ю.Ю. Джанелидзе - “многоликим” и “коварным”. Почти все симптомы острого аппендицита неспецифичны, т.е. могут быть и при других болезнях живота. Поэтому в диагностике огромное значение имеет не сам симптом, а его характеристика и сочетание с другими симптомами и последовательность их возникновения. Причём, один и тот же симптом в различных стадиях заболевания и при различных его формах имеет свои особенности.

Существует три основные стадии острого аппендицита: 1) ранняя (до 12 часов); 2) стадия развития деструктивных изменений в отростке (от 12 до 48 часов); 3) стадия возникновения осложнений (от 48 часов и далее). Подобное деление на стадии весьма условно, и заболевание может протекать совсем по-другому, гораздо более быстротечному сценарию, однако чаще всего оно развивается именно так.

Диагностическая программа состоит из непрерывно связанных между собой и вытекающих один из другого элементов, каковыми являются анамнез жизни и заболевания, жалобы (основные и второстепенные), обоснованное исследование, проводимое в строгой последовательности, начальной стадии, специальные и диагностические методы исследования.

Анамнез жизни иногда позволяет предположить связь острого аппендицита с недавно перенесенным острым респираторным заболеванием, ангиной, токсикоинфекцией. Но самое главное узнать у больного наличие таких хронических заболеваний как гастрит, язвенная болезнь желудка или 12-ти перстной кишки, хронический холецистит или панкреатит, мочекаменная или желчекаменная болезнь, воспалительные заболевания гениталий. Все эти заболевания в стадии обострения могут симулировать приступы острого аппендицита.

Заболевание начинается остро, среди полного здоровья, без каких-либо продромальных явлений или предвестников. Лишь некоторые больные до возникновения болей отмечают ухудшение общего состояния и слабость, отсутствие аппетита. В жалобах больного, как правило, присутствуют три кардинальных признака: боль в животе, тошнота и рвота, задержка стула и газов.

Боль - первый и наиболее постоянный симптом острого аппендицита. Чаще возникает ночью, становится постоянной, с постепенно нарастающей интенсивностью. Боль характеризуется больными как колющая, режущая, жгучая, тупая, острая, дёргающая. В первой стадии заболевания интенсивность боли невелика, она вполне терпима. Больные не кричат, не стонут, но и не проявляют излишней двигательной активности, так как резкие движения туловища, например при кашле, (симптом кашлевого толчка) усиливают боль. Схваткообразный характер боли бывает очень редко.

Локализация боли различна. В типичных случаях она сразу локализуется в правой подвздошной области, но может и не иметь строгой локализации, распространяясь вначале по всему животу. Примерно у половины больных боль вначале локализуется в эпигастральной области (симптом Кохера-Волковича)и только спустя некоторое время (через 1-2 часа), опускается в правую подвздошную область. Иногда этот симптом затягивается на более длительный период, что создаёт немалые дополнительные трудности в дифференциальной диагностике. Во второй стадии заболевания, когда в отростке развиваются деструктивные процессы, боль усиливается, причиняя больным настоящие страдания. Особенно сильная боль при эмпиеме, когда в просвете червеобразного отростка повышается давление. Больные при этом мечутся, не могут найти себе места. На фоне постоянной боли, неожиданно больной ощущает внезапное их усиление – это “симптом перфорации”. Но часто бывает и парадоксальная реакция, когда параллельно с процессами деструкции боли уменьшаются до полного их исчезновения(симптом “обрыва болей”), что связано с гангреной стенки отростка. Это самый коварный и опасный момент в диагностике аппендицита. Налицо яркое несоответствие тяжёлого состояния больного и клинических данных со стороны живота. В третьей стадии выявляется клиническая картина или аппендикулярного инфильтрата, или абсцесса брюшной полости, или перитонита.

Боли могут иррадиировать в разные отделы живота: в пупок, в подложечную область, в поясницу, вниз. Это во многом связано с расположением слепой кишки и червеобразного отростка.

Тошнота и рвота наблюдается у 60-80 % больных (В.И. Колесов, 1972). Тошнота обычно предшествует рвоте, но иногда является самостоятельным симптомом. Важно, что эти симптомы никогда не предшествуют болям, а возникают в течение первого или второго часа от начала заболевания. В первой её стадии рвота имеет рефлекторный характер, обычно одноразовая, слизью или съеденной пищей. Во второй и третьей стадиях острого аппендицита рвота возникает вновь, но здесь её частота и характер больше зависят от выраженности перитонита, интоксикации и развивающейся динамической (паралитической) кишечной непроходимости.Задержка стула и газов. Это неизменные спутники острого аппендицита. Но если в первой стадии заболевания задержка стула и газов возникает как физиологическая, рефлекторная реакция на посторонние раздражения, то в дальнейшем - она результат паралитической кишечной непроходимости при перитоните. Жидкий стул бывает исключительно редко, чаще у детей, при распространении воспалительного процесса на сигмовидную или прямую кишки. При тазовом расположении и соприкосновении его со стенкой мочевого пузыря, возможны дизурические расстройства.

Температура в начале заболевания колеблется между 37-380С. Пульс при этом соответствует температуре - 80-100 уд. в 1 мин. Лишь при деструктивных формах аппендицита температура достигает 38,5-390С, а тахикардия возрастает до 130-140 уд. в 1 мин (симптом токсических ножниц). Определённое диагностическое значение имеет сравнение ректальной и подмышечной температур. Выявление значительной разницы (более 1,50С) объективно свидетельствует об острой патологии в брюшной полости (симптом Паскалиса-Маделунга-Ленандера).

Осмотр больного. В первой стадии болезни состояние больного удовлетворительное. Выражение лица спокойное, кожный покров обычной окраски или слегка бледен. Состояние и внешний вид больного изменяются при деструктивных формах аппендицита. Появляется бледность кожного покрова, лихорадочный блеск глаз, страдальческое, тревожное выражение лица, черты больного при развитии перитонита заостряются(лицо Гиппократа). Больные, как правило, малоподвижны, апатичны, неохотно, с трудом, односложно отвечают на вопросы. Плохим признаком является эйфория. Нужно помнить, что в ряде случаев уже в ранней стадии острого аппендицита чётко выражен токсический компонент, резкая бледность кожного покрова, гиперемия склер, лихорадочный блеск глаз, высокая температура, тахикардия, озноб, бред, эйфория. Здесь существует реальная опасность токсического шока. Интересно, что сведения об остром аппендиците с выраженной токсемией, который ещё Г. Мондор (1939) называл молниеносным и фатальным, практически исчезли из современной литературы об аппендиците. В то же время токсическая форма острого аппендицита реально существует и таит в себе значительную угрозу для жизни больного.

Язык. В первой стадии болезни язык влажный, обложенный белым налётом. С развитием деструктивных изменений в червеобразном отростке и перитоните язык становится сухим, покрытым грязно-серым налётом.

Исследование живота. В начале заболевания живот сохраняет обычную форму, участвует в дыхании, симметричен. У худощавых больных сравнительно рано можно заметить отставание правой половины живота в дыхательных движениях за счёт напряжения мышц (симптом Иванова). При перфорации отростка дыхательные движения передней брюшной стенки исчезают. У мускулистых мужчин можно увидеть рельеф напряжённых мышц живота. Вздутие живота - поздний симптом. Он говорит о развившемся перитоните. Напряжение мышц брюшной стенки (defanse musculare) - важнейший симптом острого аппендицита. В тяжёлых случаях место наибольшей болезненности и локальное напряжение брюшной стенки соответствует правой подвздошной области, степень напряжения мышц возрастает соответственно интенсивности воспалительного процесса в брюшине. Выявление симптома требует определённого навыка. Нередко больной сам напрягает брюшную стенку, боясь боли, особенно, если исследование проводится неумело и грубо. Очень точно и глубоко эту картину выразил В.Ф. Войно-Ясенецкий (1946). Он писал: “Мы часто видели врачей, грубо тычущих рукой в очень болезненный живот, ничего при этом не узнающих и сразу лишающихся доверия больных. А между тем, не только при воспалительных процессах в брюшной полости, но и при полной болезненности её, больные резко реагируют защитными движениями на всякое неделикатное ощупывание. Наши врачебные задачи нередко ставят нас в необходимость причинять боль, но печально, если мы при этом черствеем и сознаём себя вообще вправе причинять боль, а больных считаем обязанными терпеть её”. Искусный хирург начинает поверхностную пальпацию вдали от предполагаемого болезненного очага, обычно в левой половине живота, продвигаясь слева направо против хода толстой кишки. Причём, чем ближе он подходит к правой подвздошно-паховой области, тем осторожнее и щадяще пальпирует.

Напряжение мышц в первой стадии заболевания может отсутствовать. Это чаще наблюдается у лиц пожилого и старческого возраста, и у многорожавших женщин с дряблой растянутой брюшной стенкой, а также при ретроцекальном, ретроперитонеальном и тазовом расположениях червеобразного отростка.

Глубокая пальпация зоны наибольшей болезненности нецелесообразна. Она редко даёт какую-либо дополнительную информацию, тем более ей обычно препятствует мышечная защита. Но при мягком животе глубокая пальпация позволяет диагностировать аппендикулярный инфильтрат, определить его размеры и границы, консистенцию, степень подвижности. Иногда удаётся прощупать слепую кишку, область которой всегда при аппендиците болезненна. Прощупать червеобразный отросток практически никогда не удаётся, да в этом и нет необходимости. Определение болевых точек (Мак-Бурнея, Ланца, Кюммеля) особого диагностического значения не имеет. Болезненность живота при остром аппендиците редко бывает строго локализованной.

Симптом Щёткина-Блюмберга - симптом раздражения брюшины. Уже в ранней стадии острого аппендицита, при лёгком катаральном воспалении париетальной брюшины обычно положителен. Проверяется следующим образом. Очень осторожно и постепенно погружают кончики пальцев в толщу передней брюшной стенки, продавливая её в глубину живота. Затем резко отпускают руку. При положительном симптоме больной отмечает усиление боли, иногда съёживается или вскрикивает. Вспомним правило Феликса Лежара: “Поводом к экстренной операции на органах брюшной полости является три признака, изменяющиеся в течение ближайшего часа: нарастание боли, учащение пульса и раздражение брюшины”.

Перкуссия живота позволяет ещё более точно локализовать область наибольшей болезненности (симптом Раздольского). Это также симптом раздражения брюшины. Для его определения часто достаточно лёгкого поколачивания по брюшной стенке в различных её отделах. С помощью перкуссии, ориентируясь на притупление звука, можно легко определить границы аппендикулярного инфильтрата, а при перитоните - наличие жидкости в отлогих местах живота.

Аускультация живота позволяет оценивать перистальтику кишечника. Уже в ранних стадиях заболевания она ослаблена, но сохраняется длительное время. Отсутствие перистальтики - грозный симптом перитонита.








Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 769;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.