Сущность мировоззрения, его структура. Исторические типы мировоззрения.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ Вопросы
По философии для студентов всех направлений
Сущность мировоззрения, его структура. Исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Широкий смысл – все взгляды, узкий – предметный (в пределах соответствующей формы мировоззрения: мифологии, религии, науки и т.д.). Термин «мировоззрение» якобы появился в XVIII веке, популярен с XIX века.
Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие того или иного мировоззрения у каждого человека).
Предмет – отношения в системе мир-человек.
Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:
- обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека);
- рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», использует понятия, категории, теории, концепции).
Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий,убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» - более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др.
ПРИМЕЧАНИЕ: Здесь и далее, помимо вопросов, полужирным шрифтом выделяются термины и высказывания достойные наибольшего внимания.
Функции мировоззрения: 1) аксиологическая (ценностная) и 2)ориентационная.
Исторические типы мировоззрения:
- мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);
- религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание ‑ источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога;
- философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.
ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 1 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Мировоззрение, его сущность, структура и исторические типы».
КОММЕНТАРИИ:
1. Когда изложение философии начинается с мировоззрения, а сама философия представлена как органичная часть этого мировоззрения ‑ стоит ли удивляться последующей мешанине из «зерен и плевел» ‑ мудрости и глупости?! Нисколько! Подавляющее большинство существующих мировоззрений представляет собой подобную смесь, на фоне которой лица, жаждущие чистой мудрости, выглядят редкостными чудаками. Тем не менее, именно они и есть настоящие философы («любители мудрости»). А прочие любят кашу в собственной голове и подсовывают собственную неразборчивость в качестве нормы для всех и каждого.
2. Достойна внимания и триада исторических типов мировоззрения. Когда истинные авторы этой триады - позитивисты с подачи О. Конта разделили все возможные мировоззрения на мистические, философские и научные, в этом была своя четкая логика. Ведь, если считать научными лишь такие взгляды на мир, которые не допускают никакого сверхопытного домысливания, то прямой противоположностью подобного миропонимания будет «мистика», сочиняющая сверхчувственные причины чувственных фактов. А философия окажется смесью мистики и науки – домысливанием всеохватывающих обобщений (всеобщностей), не подтвержденных ограниченным (далеко не всеобъемлющим) опытом.
Наши ж мистификаторы чураются подобной чистоты и ясности мысли, они хотели б и знать, и домысливать одновременно, поэтому для них приемлемы лишь смеси знаний и мистики без четкого определения доз этих ингредиентов. В результате «мифологией» называют политеизм, религией – монотеизм, а философией – собственноручную комбинацию околонаучных разглагольствований.
3. Авторы склонны преуменьшать умственные способности всех людей, не знакомых с философией. Поэтому наши древнейшие предки, приверженные мифологическому мировоззрению оказываются самыми тупыми, предпочитающими действовать ощупью - наобум, и польза от них лишь та, что пращуры сумели передать свой примитивный (чувственно-практический опыт) более развитым, философствующим потомкам. В то же время утверждается, что «мифологическое фантазирование» – якобы первый тип абстрактного и целостного (почти философского) мышления.
4. Надо постоянно иметь в виду, что у наших авторов «мировоззрение» и все его «наполнители» (включая всю философию) ‑ это некие весьма самостоятельные штуковины, проникающее в каждого из нас снаружи, наподобие таинственных духов, невидимых болезней или навязчивых идеологий.
2.Происхождение философии, изменение ее предмета в ходе исторического развития. Функции философии.
Данная тема является центральной, основополагающей для философии, так как позволяет прояснить специфику философского знания, а также то, для чего нужна философия, что она дает человеку.
Предметомфилософии является мир как единое целое, т.е. это наука о наиболее общем, фундаментальном в мире и мышлении. Философия не изучает изменяющиеся эмпирические объекты, она исследует те закономерности и фундамент, которые стоят за спиной этих объектов.
Функции философии:
1. гносеологическая (познавательная) - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания);
2. мировоззренческая - дает основы картины мира; способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром;
3. методологическая – разрабатывает методы познания реальности;
4. социально-практическая,
5. идеологическая,
6. теоретическая - учит концептуально мыслить и теоретизировать, предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира;
7. аксиологическая - оценка явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических;
8. социальная – объясняет общество, причины его возникновения и эволюцию, его структуру, элементы, движущие силы; вскрывает противоречия, указывает пути их устранения или смягчения, совершенствования общества;
9. воспитательно-гуманитарная - культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и обществу, способствует укреплению морали, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;
10. прогностическая - прогнозирование на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания основных тенденций развития, будущего материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества;
11. критическая - развивает навыки критического мышления и логической аргументации; подвергает сомнению окружающий мир и существующее значение, ищет их новые черты, качества, вскрывает противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Философия изучает мир в целом, место человека в мире и законы его мышления и познания. Поэтому, если определять философию как науку, то необходимо указать ее специфику как форму познания посредством наиболее общих понятий.
Т.о., философия (от «филео» - любовь и «софия» - мудрость) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Она изучает не изменяющиеся эмпирические объекты, а только то, что лежит в их основе, нечто постоянное, неизменное.
Ядром философии является метафизика. Метафизические проблемы - это проблемы бытия и ничто, проблема человека, мудрости, существования и др. Метафизика есть вопрошание сверх сущего, выход за его пределы; выходя за пределы всего существующего, мы получаем мир в целом. Метафизический метод – рассматривает каждое явление изолированно, вне связи и взаимодействия явлений друг с другом.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 1402;