Познавательные возможности изучения

волнообразных процессов в обществе и культуре

 

Все сказанное выше свидетельствует о том, что изучение волнообразных процессов в обществе и куль­туре находится в стадии, далекой от завершения. Пока даже в экономике нет теории, объясняющей причины волнообразных изменений конъюнктуры, и ни одна из предлагаемых версий таких объяснений еще не явля­ется надежной в научном отношении. Еще менее на­дежными познавательными инструментами являются гуманитарные циклические концепции. Ведь идеи за­рождения, расцвета и гибели цивилизаций — это все­го лишь метафоры и идеологемы, которые не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты.

Но при всем несовершенстве волновой гипотезы её не следует отвергать в качестве познавательного инструмента, хотя бы потому, что она вносит сомнение относительно универсальности развития как един­ственной интегральной исторической формы социо­культурной динамики. Уже в работах Н.Д. Кондратье­ва было показано, что экономические процессы могут быть адекватно описаны не одной, но двумя составля­ющими: восходящей и волнообразной. Обнаруживают­ся социокультурные процессы, значимость которых заключается не столько в их конкретно-содержатель­ном символическом выражении, сколько в структур­ной составляющей их динамики, В таких процессах, как уже отмечалось, исследователю важно выделить пери­одичность изменений, скажем дифференциация — дедифференциация в обществе, ускорение — замедле­ние социокультурных процессов, экстенсификация — интенсификация в сферах производства и освоения территорий и т. п. По-видимому, следование такого рода логике имеет эвристический смысл, но подобные теории следует отчетливо сформулировать, чего пока не сделано, хотя для этого уже есть известные осно­вания.

Работа с волнообразными процессами, как уже подчеркивалось ранее, не решит полностью проблемы изучения динамики общества и культуры. Нужны так­же другие модели иных форм процессов, чтобы при их совместном исследовании понять природу и множе­ственный характер социокультурной динамики. В то же время глубинный анализ волнообразных процессов, выявление того, из каких составляющих они получа­ются, может открыть многое для такого понимания.

Можно обозначить несколько классов задач, при решении которых применение концепции волнообраз­ных изменений обеспечивает значимое знание о дина­мике общества и культуры. Прежде всего следует от­метить поиск фундаментальных антропологических оснований, делающих правомерным выделение волно­образных процессов в качестве эвристичного инстру­мента познания такой динамики. В этом случае облег­чается переход от описания подобных её форм к объяс­нению.

Другой класс задач связан с уточнением внутрен­них форм волнообразных процессов. Речь идет об ин­терпретации категорий «амплитуда», «частота», «ритм», «период» и т. п. применительно к социокультурным процессам. Наполнение специфичным теоретико-куль­турным содержанием таких категорий позволяет перей­ти от их использования в качестве эвристических мета­фор к исследованиям, связанным с измерениями.

Наконец, изучение такого рода процессов позво­ляет весьма плодотворным образом разрабатывать концепцию социального и культурного времени. Ведь соотнесение ритмических изменений в обществе и культуре с физическим и биологическим временем позволит выделить эталонные ритмы, характерные для социокультурной динамики. А это, в свою очередь, даст основания говорить о специфичной мерности социального и культурного времени.

Таким образом, изучение волнообразных процес­сов на уровне общества и культуры открывает инте­ресные перспективы в познании их динамики. И хотя научные исследования такого рода пока только начи­нают разворачиваться, уже имеющиеся данные свиде­тельствуют об их перспективности с точки зрения уточ­нения прогностических и ретрогностических (обращен­ных к прошлому) моделей по отношению к событиям, происходящим в обществе и культуре.

 

Выводы

 

1. Представления о циклическом характере, обрати­мости социокультурных изменений составляют другую, отличную от эволюционизма, концептуа­лизацию макроисторического процесса. В исследо­ваниях общества и культуры циклические, точнее, волновые концепции можно разделить на два клас­са. Во-первых, гуманитарные, где под «циклом» подразумевается лишь констатация того, что опре­деленные крупномасштабные социокультурные единицы можно представить в фиксированной последовательности смен состояний или стадий. При этом не устанавливаются ни обязательность исторического повторения этой последовательно­сти, ни временное изменение её составляющих. Во-вторых, социально-научное направление, где вол­нообразное описание применяется для обобщения количественных показателей социокультурных из­менений.

2. Обычно в исследованиях динамики общества и культуры речь идет о выделении двух базовых из­мерений. Во-первых, общая последовательность смены соответствующих событий (хронология), во-вторых, форма этой последовательности. Хро­нология движения может быть представлена как необратимый процесс, который может прерывать­ся или менять траекторию под влиянием различ­ных факторов. Формы же этого движения, такие как ритмы, подъемы и спады, сгущения и разря­жения, могут быть описаны с помощью волнообразной кривой и считаться обратимыми измене­ниями.

2. В гуманитарной области познания циклическая концепция применяется для осмысления законо­мерности исторических процессов, имеющих сход­ные характеристики в различные временные пе­риоды. В таком контексте под циклом понимается обобщение представлений об универсальной фор­ме внутренней динамики макросоциокультурного объекта (этнос, общество, цивилизация) в период его существования от возникновения до распада. Рас­сматриваются идеи циклизма в концепции истории, концепции цивилизационных циклов и представле­ния о цикле социокультурной системы.

3. В социально-научной области модели волнообраз­ных динамических процессов лучше всего разрабо­таны в экономике. Это направление исследования представлено концепциями длинной экономической волны и волновыми концепциями технологических инноваций.

4. Полный цикл длинной экономической волны описы­вается с помощью четырех фаз: повышение, пере­лом, понижение, переход. Фаза подъема характери­зует высокодинамичное состояние экономической системы, связанное с её ростом. Переломная фаза характеризуется тем, что инерционное движение экономических процессов достигает границы, за пределами которой система перестает быть эффек­тивной. Фаза понижения означает состояние спа­да экономической активности. Однако в это время рядом с разрушающимся старым порядком фор­мируются начала другого, отвечающего новым эко­номическим возможностям, появляющимся благо­даря смене технологической парадигмы. Фаза перехода подразумевает, что прежняя структура экономики разрушается и вступает в конфликт с новыми хозяйственными формами, которые еще не сложились в систему и еще недостаточно сильны, чтобы переломить ситуацию, наступает период депрессии, во время которого хозяйственная ак­тивность не проявляется, но постепенно осуществляется структурное упорядочивание системы, обус­лавливающее предпосылки для последующего ро­ста её активности. Далее цикл повторяется.

5. Волны технологических инноваций расходятся с волнами экономической активности по фазам. Ме­ханизм связи между экономическими и техноло­гическими изменениями состоит в следующем. В пе­риод экономического подъема технологии обычно не меняются, поскольку и так обеспечивают высокие прибыли. В период спада, когда рынок затоварен, появляется место для исследовательских разрабо­ток, связанных с изменением производственного цикла в целом. Однако форма влияния экономи­ческих факторов на изобретения и нововведения не является линейной и однозначной.

6. Изобретения во многом обусловливаются эндоген­ными для науки факторами, в частности, частотой научных открытий. Их пики не совпадают с пика­ми научной активности. Однако пока зависимость между колебаниями научной активности, техничес­ких нововведений и долгосрочными колебаниями экономических показателей не установлена.

7. Успешность использования волновых концепций» экономических, технологических, научных процес­сов, а такие попытки установить закономерности связей между ними дают основания предполагать, что этот подход может быть распространен и на другие области социокультурной жизни, в особен­ности в её институциональных формах на социетальном уровне.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы общие характеристики волновых процес­сов и чем они отличаются от эволюционных?

2. В чем различие между гуманитарной концепцией исторических циклов и социально-научной трак­товкой волнообразных процессов; что общего меж­ду ними?

3. Каким образом строится модель «длинной эконо­мической волны» и каковы её основные фазы?

4. Каким образом по аналогии с моделью «длинной экономической волны» можно поставить вопрос об ускорении и замедлении социокультурных процес­сов?

5. Каковы общие закономерности экономической ди­намики, выявленные при изучении «длинных волн»?

6. Каким образом описываются и интерпретируются волновые процессы в технологической области; каковы гипотетические связи между технологичес­кими и экономическими изменениями?

2. Какие классы задач, связанных с изучением дина­мики культуры, могут решаться при использова­нии волновых концепций?

3. Выберите наиболее значимую, с вашей точки зре­ния, задачу и постройте для её решения модель исследовательской программы.


 








Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 611;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.