Эвристический смысл обращения
к волнообразным процессам
В заключение следует остановиться на оценке перспективности работы с обратимыми и ритмическими процессами в обществе и культуре. Самоорганизующиеся системы, изменчивость которых может быть представлена в волнообразной форме, характеризуются периодичностью повторяющихся состояний, детерминированной инерционностью системы и регулируемой с помощью механизма обратной связи. Такими саморегулирующимися системами, определенные процессы которых могут быть представлены в волновых терминах, принято считать биологические организмы. Биологи выявили и изучают регулярные волновые процессы (ритмы) у одноклеточных растений, беспозвоночных, рыб, птиц, млекопитающих, человека; в изолированных организмах, культурах тканей, отдельных клетках. Они пытаются перенести полученные теоретические модели на сообщества организмов и экосистемы. Основываясь на уже существующих в науке аналогиях (в основном метафорического свойства) между организмом и обществом, механизмом и обществом, сторонники этого подхода стремятся перенести часть научного аппарата, отражающего сходство наблюдаемых процессов, в изучение общества и культуры. Соответственно предпринимаются попытки объединить в общую теоретическую модель элементы физической теории колебаний, теорий биологических ритмов и кибернетической концепции поведения систем большой степени сложности.
В отличие от физических колебаний и волн и даже биологических ритмов социальные системы характеризуются значительно более высокой степенью стохастичности, изменчивости, что делает весьма затруднительным параметрировать их в терминах «амплитуды», «фазы», «периоды». По сравнению с биологическими системами, социальные имеют несравненно более длительные периоды флуктуации. Их-то и принято называть циклами.
Следует отметить, что исследование ритмических процессов в организмах и тем более социокультурных системах только начинается. В какой-то степени изучен околосуточный период колебаний; значительно меньше данных существует о месячных и годовых интервалах. Совсем немного известно о более длинных волнах — от пяти лет и выше.
Структуры и темпы социокультурных процессов разнообразны и не могут быть описаны формулами гармонических колебаний. Однако сама попытка по-иному, чем в эволюционизме, взглянуть на динамику общества и культуры, может оказаться плодотворной, а применение биологических и механических метафор, связанных с волновыми процессами — эвристичным. Тем более, что такое перенесение часто происходит в истории развития социальных наук и имеет положительные результаты. Разумеется, ни в одной социокультурной системе невозможно найти устойчивые точку или ось равновесия. Однако, как видно из структурно-функциональных исследований, установившееся состояние системы означает, что разброс вариаций поведения её отдельных элементов не превышает границ, которые можно выявить в соотнесении с каким-то общим средним уровнем. Тогда динамика этой системы в пределах её равновесного состояния может быть описана в терминах волнообразных колебаний около этого уровня.
Построение ритмических моделей для социальных систем предполагает логическое движение от гипотезы о волнообразности определенных процессов и установления приблизительной формы изменений в долговременной перспективе к построению волн средней и малой длины. Если речь идет о ритмических структурных изменениях, предметом анализа становится смена процессов дифференциации и интеграции; если рассматриваются ритмы ускорения и замедления процессов, происходящих в системе, предмет излучения — частота смены событий в ней.
Следует подчеркнуть, что волнообразные процессы не могут быть отнесены к обществу, культуре «в целом». То, что принято называть обществом и культурой, суть обобщающие категории для обозначения множества объектов, процессов, событий и т. п. Одни из них образуют устойчивые системы связей; другие складываются в нестабильные, быстро разрушающиеся образования, которые вряд ли можно назвать системами в строгом смысле слова.
Социокультурные процессы формируются на различных уровнях каждой области социокультурной жизни. Они имеют неодинаковые формы, находятся в многообразных взаимоотношениях. Одни усиливают, поддерживают друг друга, вступая в резонанс; другие при столкновении ведут к взаимному ослаблению и даже аннигиляции (уничтожению); одни могут подчинять и поглощать другие. В этой ситуации любая попытка построить интегральную общую модель движения общества и культуры «в целом» обречена на неудачу. Построение волновых моделей социокультурных процессов суть не более чем теоретические абстракции, разработанные на материале какой-то одной или нескольких близких областей культуры: экономики, философии и религии, искусства, науки и т. п.
Бывает, что исследователи универсализуют свои выводы, переносят их с одного класса событий на всю социокультурную жизнь. Хорошо известный пример — отождествление культуры с религиозными доктринами. Соответственно при построении ритмических моделей социокультурных процессов следует четко определять их место и зоны влияния в более широком культурном контексте.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 511;