Эвристические возможности
структурно-функционального анализа
Из сказанного следует, что структурно-функциональный подход имеет научно значимый познавательный потенциал для исследования динамики культуры. Принято считать, что эта теоретическая модель атемпоральна (то есть не имеет временного изменения) и не отражает социокультурной динамики. Однако, как было показано, она вполне применима для динамического, а не только статического анализа. Речь, правда, идет не о макровременных, исторических процессах, но о микродинамической области исследования, соизмеримой со временем жизни одного-трех поколений людей. Тем не менее изучение изменений, происходящих в такой промежуток времени, является значимым с точки зрения исследования динамики культуры по ряду соображений.
Во-первых, люди воспринимают изменчивость социокультурной жизни и реагируют на нее на уровне непосредственных переживаний, так сказать, биологического, а не исторического времени. Поэтому важно понимать природу таких переживаний и реакций, оценивать их последствия для социокультурного взаимодействия. Во-вторых, эта область исследования составляет концептуальную базу для построения и объяснения исторических процессов. Ведь макроизменения социальных и культурных феноменов порождаются и формируются в среде микроизменений и процессов. В-третьих, изменения такого рода доступны прямому наблюдению или же реконструкции более достоверной, чем историческая, благодаря наличию более полной информации. Соответственно именно здесь закладываются основания для причинного анализа изменений, происходящих в обществе и культуре, и, следовательно, построения объяснительных теорий социокультурной динамики.
Рассмотрим, какие типы задач позволяет в этом смысле решать структурно-функциональный подход.
Во-первых, речь идет об изучении процессов порождения социально-функциональной единицы. В этом случае выстраивается последовательность рассуждений, начинающаяся с определенных фундаментальных антропологических потребностей или социальных запросов, которые оказываются актуализированными, выраженными и обществе и стремление к реализации которых определяет поле повышенной социальной активности. Соответственно направление исследовательского поиска связано с изучением формирования средств их реализации на уровне социального взаимодействия. Результатом исследования становится построение соответствующих закономерностей в отношении различных классов потребностей и запросов.
Во-вторых, можно изучать формирование и изменение институциональных структур различного масштаба — от нравов и обычаев до крупных организаций. Рассматривая соотношение нормативно требуемого и реального поведения акторов, ориентированности институтов на выполнение предписанных социокультурных функций и на самоподдержание, традиционных и инновативных тенденций, можно выявить зоны функциональных напряжений внутри институтов и между ними и более широким социокультурным контекстом. В результате появляется возможность построения закономерностей изменчивости различных типов институтов и прогнозирования возможных структурных сдвигов как внутри них, так и в отношениях между ними.
В-третьих, интересной областью анализа становится изучение социально- и культурно-антропологических механизмов формирования, поддержания и изменения устойчивых социокультурных функциональных образований (образцов действий и взаимодействий, ценностей, норм). В данной главе это было проиллюстрировано динамическим подходом к изучению моральных норм. Исследования такого рода не только делают очевидной конвенциональность, искусственность подобных образований, но позволяют понять, почему они образуются и как используются людьми.
Наконец, в-четвёртых, предметом исследовательского внимания может стать динамика межинституциональных связей. Эта область исследования значима потому, что конфигурация таких связей меняется в историческом времени, и от того, какие институты оказываются в обществе лидирующими, зависит содержание социокультурного контекста существования людей на определенный период времени. Соответственно намечается возможность поставить вопрос о типичных фазах динамики социокультурной жизни или о типичных конфигурациях институциональных связей, что позволит уточнить макродинамический анализ общества и культуры, а также подойти к диагностике их состояний.
Выводы
1. Структурно-функциональное направление в изучении общества и культуры характеризуется особым вниманием к социальной организации человеческих сообществ, способам удовлетворения потребностей, интересов, запросов их членов, структурам процессов такого удовлетворения. Речь идет о социально приемлемых формах этих феноменов.
2. Центральное место в рамках этого направления занимает понятие функции. Оно означает устойчивую совокупность действий, направленных на удовлетворение базовых человеческих потребностей или решение социально значимых проблем и задач. В его содержание включены биологические, психологические, экологические предпосылки человеческих действий и взаимодействий, направленных на окружение. Культурные переменные представлены здесь концепциями норм и технологий, способствующих формированию и функционированию социальных систем, делающих возможной совместную жизнедеятельность людей.
3. В качестве теоретической основы реализации функций и функционирования социокультурных систем, принимается элементарное понятие социального действия, представленного через цели, средства, условия реализации и результаты. Из этих элементов формируются фундаментальные концепты структурного функционализма. Прежде всего, это функция: её реализация представляет собой устойчивую совокупность действий. Далее — социальная роль: понятие предполагает объединение классов действий, соответствующих общественному разделению функций. Наконец, социальный институт, который в этом аспекте представляет собой набор действий, обязательных с точки зрения поддержания социальной системы.
4. Организованная целостность, внутри которой и для сохранения которой реализуются функции и составляющие их действия, представлена здесь концепцией социальной системы. Она определяется как устойчивая организация функционирования структурно взаимосвязанных единиц, необходимых для удовлетворения потребностей и решения социально значимых проблем в человеческих сообществах. Выясняются основные модели социальных систем: однофакторная, мультиказуальная, гомеостатическая, стратифицированная.
5. Центральное место в концепции социальной системы как организованной целостности занимает представление об её структуре. Понятие социальной структуры принято относить к связям между институциональными составляющими таких целостностей как общество, социальный слой, племя, род и т. д., которые устойчиво сохраняют тождественность как особая группа несмотря на изменения в её составе. Считается, что социальная структура общества складывается из взаимодействия структур его компонент. В силу обусловленности таким взаимодействием она трактуется как динамическая, а не стандартная категория.
6. В качестве устойчивых форм, поддерживающих закономерный характер социальных структур, принимаются социальные институты. Функции каждого из них связываются с решением определенной социально значимой задачи, с удовлетворением конкретной базовой потребности, с осуществлением групповых интересов. Социальные институты, как стандартизованные модели поведения и отношений — это нормативные механизмы, обеспечивающие поддержание и преемственность социальных структур и функциональных автономий. К социальным институтам принято относить нравы, обычаи, ритуалы, обряды, моральные нормы, а также бюрократические единицы.
7. Действие социальных институтов рассматривается на примере моральных норм. Такие нормы в рамках структурного функционализма считаются культурными механизмами поддержания конформности людей к ожиданиям друг друга. Однако Э. Гаулднер показал, что в своей основе они несут динамическое начало, если трактовать их не в смысле взаимодополнительности прав и обязанностей участников взаимодействия, а в свете экономической концепции маргинальной полезности, где в центре внимания оказывается убывание их взаимной лояльности во времени. Отсюда можно вывести механизмы изменчивости как конституциональных образований, так и социальных структур.
8. Из изменений интересов и запросов людей, с одной стороны, и нормативных образований — с другой, выводится концепция социальной дифференциации. Она предполагает процесс передачи функций от одной единицы системы с другой, выполняющей её эффективнее, или возникновения новой структуры в ответ на изменившиеся массовые социальные запросы. Так выглядит базовый механизм внутреннего генезиса социальной системы, сохраняющей равновесное состояние.
9. К источникам динамики социальной системы, нарушающим её равновесие, принято относить: отклонение её элементов от выполнения предписанных функций, увеличение степени функциональной автономии элементов системы, отношения эксплуатации, социальное неравенство.
Контрольные вопросы
1. Необходимостью каких исследовательских проблем было обусловлено формирование функционализма (предмет, объект функционалистских исследований) ?
2. В чем заключается познавательная ценность понятия «функция»? Как связываются между собой категории «функция», «социальное действие», «социальная система»?
3. Какие существуют модели изучения социальных систем; каковы преимущества и недостатки каждой из них?
4. Каковы возможности структурного функционализма в изучении динамики общества и культуры; каковы ограничения этого подхода?
5. Как с помощью функционального анализа можно изучать динамику устойчивых социокультурных образований?
6. Каким образом в рамках структурного функционализма описывается процесс социальной дифференциации?
7. Как в рамках структурно-функционального подхода могут быть представлены источники социокультурной динамики?
8. Какие классы исследовательских задач, связанных с изучением динамики культуры, могут решаться средствами структурно-функционального анализа?
9. Выберите в рамках перечисленных классов задач интересующую вас и постройте модель программы научного исследования.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 919;