Общие методологические проблемы
Деятельностный подход можно рассматривать как наиболее значительный вклад отечественной психологической науки в мировую психологию. Становление и развитие теории деятельности обычно связывают с именами Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. Время возникновения – 30-е гг. ХХ в., когда психология переживала кризис школ. Два господствующих направления: психология сознания и бихевиоризм (психология поведения) – не могли уже претендовать на монопольное объяснение психики человека.
Сначала М. Я. Басов ввел понятие «деятельность», а затем С. Л. Рубинштейн и Л. С. Выготский стали говорить о единстве сознания и поведения, сознания и деятельности. Как заметил С. Л. Рубинштейн, цель введения понятия «деятельность» состояла в том, чтобы объединить психологическим изучением как внешнее поведение человека, так и его сознание. В свою очередь, тезис о единстве сознания и деятельности делает возможным теоретическое и экспериментальное изучение сознания через анализ, конструирование и целенаправленное формирование внешнего поведения (Логвинов, 1980).
В настоящее время в психологии деятельности речь может идти о деятельностном подходе и конкретных теориях деятельности в его рамках (В. А. Лекторский), деятельностной школе и психологическом подходе к деятельности как психологической проекции философской категории деятельности (В. П. Зинченко), междисциплинарной теории деятельности как особом направлении в современной философии, логике, социологии и психологии (В. В. Давыдов), деятельностной парадигме (В. А. Янчук).
А. А. Леонтьев различает три уровня психологической теории деятельности:
1) исходные теоретико-методологические предпосылки, обеспечивающие единство психологической теории деятельности как особой научной школы (школы Выготского);
2) собственно психологический концептуальный аппарат;
3) система конкретных интерпретаций фактического материала.
К теоретико-методологическим предпосылкам деятельностного подхода он относит:
Ø преодоление «постулата непосредственности» путем введения категории предметной деятельности;
Ø идея деятельности как единства процессов преобразования и отражения действительности;
Ø идея единства «внешних и внутренних форм деятельности» и формирования «внутреннего» через интериоризацию «внешнего»;
Ø идея единства субъективного и объективного, индивидуального и социального в деятельности и через деятельность;
Ø историко-генетический принцип анализа, реализующий системный подход в смысле К. Маркса (Леонтьев, 2001).
Н. Ф. Талызина в целом согласна с В. В. Давыдовым и В. А. Лекторским, что деятельностный подход – более широкое понятие, чем психологическая теория деятельности. При этом она полагает, что для построения деятельностной психологии необходимо перейти с методологического уровня на уровень конкретно-психологический и совершить переход от психологической теории деятельности к деятельностному подходу в психологии (Талызина, 2002).
Э. Г. Юдин считает, что в теории деятельности предметом собственно психологии является лишь уровень действия, а два других уровня выполняют скорее «пояснительную роль»: деятельность как способ связать психологию с социально-философским аспектом, а операция – с нейропсихологией (Юдин, 1976).
Мы полагаем, что в деятельностном подходе (по аналогии с системным подходом) необходимо различать уровень философского, общенаучного и частно-научного метода. Тогда философскому методу будет соответствовать деятельностный подход С. Л. Рубинштейна, общенаучному – общая теория деятельности А. Н. Леонтьева, частно-научному – деятельностные теории В. В. Давыдова и П. Я. Гальперина (Лобанов, 2002).
Также вызывает разногласия признание приоритета С. Л. Рубинштейна или А. Н. Леонтьева в разработке психологии деятельности. Так, А. В. Брушлинский однозначно считает основоположником деятельностного подхода в психологической науке С. Л. Рубинштейна. В. П. Зинченко согласен, что приоритет переноса философской категории деятельности на психологическую почву действительно принадлежит С. Л. Рубинштейну. А. Н. Леонтьев обратился к проблематике деятельности позже его, но именно Леонтьеву принадлежит наиболее развернутая общепсихологическая теория деятельности (Зинченко, Моргунов, 1994; Степанова, 2002).
Следует различать понятия «активность», «поведение» и «деятельность».
Активность – понятие, выражающее способность живых существ производить произвольные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов-раздражителей (Словарь психолога-практика, 2001). Активность является всеобщей характеристикой жизни: это деятельное состояние живых существ как условие их существования в мире. Активное существо обладает особым качеством – способностью к самодвижению, в ходе которого живое существо воспроизводит себя и превращается в субъект активности. Для биологического уровня движения материи активность выступает как жизнедеятельность, или жизнь.
Двигательная активность усложняется по мере развития живых существ. Если активность растений практически ограничена обменом веществами с окружающей средой, то активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная.
Поведение – это присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. В традиционной психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. К поведению относят следующие факты (Гиппенрейтер, 1998): 1) все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей, – поза, мимика, интонации, взгляды, блеск глаз, покраснение, побледнение, дрожь, прерывистое или сдерживаемое дыхание, мышечное напряжение и др.; 2) отдельные движения и жесты, такие как поклон, кивок, подталкивание, сжимание руки, стук кулаком и т.п.; 3) действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл; 4) поступки – еще более крупные акты поведения, которые имеют, как правило, общественное, или социальное, звучание и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой и т. д.
Внешние проявления поведения имеют большое психологическое значение: они одновременно и неотъемлемая сторона внутреннего состояния, и непосредственное выражение характера человека, его опыта и его отношений, и предмет его собственного контроля, и средство общения между людьми – язык, говорящий часто больше, чем можно сообщить с помощью слов. Иными словами, внешние проявления отражают субъективные состояния содержания сознания, свойства личности.
Первые попытки научно понять поведение возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого поведение трактовалось по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии позволило объяснить целесообразность поведения живых существ и стимулировало разработку объективных методов исследования поведения в единстве его внешних и внутренних проявлений.
На основе биологического детерминизма сложилось учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой он считал поведение. Дж. Уотсон определил поведение как систему реакций. Бихевиористы включили в поведение только те реакции, которые являются явными и которые можно наблюдать. Этот подход не учитывал всей сложности психической деятельности человека и игнорировал процессы сознания. Более компромиссную позицию занимали необихевиористы. Э. Толмен внес в схему S–R «промежуточные переменные»; под ними он понимал внутренние процессы, которые опосредуют действия стимула, то есть влияют на внешнее поведение. К ним Э. Толмен отнес такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты» (образы ситуаций) и т. п. Хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты», о которых следует судить исключительно по свойствам поведения. Еще более гибкое определение поведения дали представители когнитивного подхода. Они рассматривали поведение скорее как мысленное представление, чем как внешний измеряемый поведенческий акт.
Понятие «деятельность» есть исходное в понимании психической активности человека, рассматриваемого с позиции «человека-деятеля». Деятельность – это динамическая, саморазвивающаяся, иерархическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной деятельности (Психология и педагогика, 1998). Деятельность является основным способом проявления и развития рефлексивного сознания. В деятельности человек и окружающий мир взаимопроникают друг в друга. Деятельность есть источник, результат и необходимое условие развития человеческой культуры, цивилизации, индивидуального опыта жизни. Совместная деятельность людей создает мир человеческих отношений.
Любая деятельность – это сложная, противоречивая система активного целенаправленного взаимодействия и связей человека с окружающей реальностью. С одной стороны, она пронизана социальными нормами, которые создают возможность целенаправленных, эффективных и согласованных действий в контексте жизнедеятельности. С другой стороны, каждая деятельность требует индивидуального подхода, творчества и ее субъекта. В деятельности, при решении любой задачи, человек использует весь свой творческий потенциал. В деятельности рождаются новые потребности, отношения, тем самым идет процесс «воспроизводства» и обновления человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Объективными характеристиками деятельности являются: разворачивание ее во времени, необходимость совершать при этом разные действия. Динамичность деятельности представляет объективный механизм саморазвития деятельности и ее субъекта.
Деятельность выступает как основной способ жизни человека, как активность по удовлетворению определенных потребностей, отвечающая конкретному мотиву, которая одновременно существенно детерминирует развитие психики. Здесь сознание выступает как результат усвоения человеческой культуры – исторического опыта человеческой деятельности. Основным средством усвоения человеческой культуры является язык.
Рассмотрим отличие понятия «активность» от понятия «деятельность».
В физиологии понятие «активность» употреблялось в качестве синонима деятельности (например, «активная форма мышления» как «деятельность мышления»). Деятельность в смысле активности трактовали И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. А. Бернштейн и др. Важно, что и до, и после работ Н. А. Бернштейна, создавшего физиологию активности, сама активность понималась в традиционном, рефлекторном, смысле как реактивность организма при его уравновешивании со средой. Такое понимание получило распространение благодаря бихевиоризму и проникло в психологию и социологию, где реализовалось в понятии о поведении. Сам Н. А. Бернштейн понимал активность как противоположный реактивности атрибут всего живого. В психофизиологии деятельность понимается в физиологическом смысле активности, и даже «трудовая деятельность» – в смысле «трудовой активности».
Отличие деятельности человека от активности животных сводится к следующему:
Деятельность человека | Активность животных |
Носит продуктивный, творческий, созидательный характер. | Имеет потребительскую основу, она ничего нового не создает. |
Связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве средств собственного развития. | Человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют. |
Преобразует самого человека, его способности, потребности, условия жизни. | Практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни. |
Является продуктом общественно-исторического развития. | Выступает как результат их биологической эволюции. |
Предметная деятельность не дана с рождения. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такая деятельность требует формирования и развития в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим, структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. | Дана изначально, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма. |
Деятельность есть целесообразная жизнедеятельность, свойственная высокоорганизованным животным (деятельность животных) и людям (человеческая деятельность). Нецелесообразная, не организованная целесообразно жизнедеятельность не является деятельностью, но остается биологической и, в частности, физиологической активностью. Человеческая деятельность – это созидательная деятельность.
Отличие поведения от деятельности состоит в том, что поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создание определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно, деятельность организованна; поведение хаотично, деятельность систематична.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 1024;