Самосознание как процесс познания себя

 

Самосознание характеризуется своим продуктом – представлением о себе, «Я–образом» или «Я–концепцией». Это различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различия «Я познающего» и «Я познаваемого».

Анализ «Я–образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, которые составляют содержательную часть его представлений о себе – его «Я–концепцию». Знания о самом себе ему небезразличны, то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в собственном самоотношении ясно осознанно. Некоторые аспекты «Я–образа» могут не осознаваться.

Познание личностью себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни относятся к числу основных функций самосознания. Они не исчерпывают всех форм работы самосознания, но дают вполне общее представление об этой важной стороне психической жизни человека, позволяют понять, как и почему ее появление обеспечивает дальнейший рост личности.

Познание себя – одна из самых сложных и в то же время субъективно очень важных задач. Как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер (Гиппенрейтер, 1998), сложность этой задачи вызвана многими причинами: человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, чтобы потом применить к познанию себя, что приходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие. Кроме того, человек должен кем-то (или чем-то) стать, но, вместе с тем, он находиться в непрерывном развитии, и потому самопознание все время отстает от своего объекта. Также следует отметить, что всякое знание о себе меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим. Поэтому задача «познать себя» оказывается для человека очень значимой, поскольку всякое продвижение в ней – очередной шаг в его развитии.

Познание себя начинается в раннем детстве. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира: он еще не знает, что относится к его телу, а что к миру. Позднее ребенок начинает осознавать себя в другом смысле – в качестве члена социальной микрогруппы, хотя на первых порах он еще плохо отделяет себя от других, а других – от себя, что находит свое выражение в таком явлении, как эгоцентризм. В сознании ребенка он как бы центр социального микромира, а другие существуют для того, чтобы удовлетворять его желания и интересы.

В подростковом возрасте процесс познания себя выходит на новый качественный уровень. Именно в этом возрасте начинает формироваться «идеальное Я», т.е. осознанный личный идеал, сопоставление с которым часто вызывает неудовлетворенность собой и стремление себя изменить.

Выработка точного идеала, а также соотнесение с ним целей, поступков, линии жизни и представляют вторую функцию самосознания – усовершенствование себя. Этот процесс сопровождается особыми переживаниями по поводу собственной личности, собственных поступков, действий. Развитие самосознания происходит в условиях конфликтов, порождаемых как внешними условиями, так и собственными мотивами личности.

Поиск смысла жизни – одна из самых важных функций самосознания. Этот поиск, по мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, можно представить как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности (Гиппенрейтер, 1998). Вопрос о смысле жизни встает не перед каждой личностью и не с одинаковой силой. В молодые годы он менее актуален, и очень часто вопрос о смысле собственной жизни возникает вместе с появлением осязаемого ощущения ее конечности.

Таким образом, «Я–концепция» играет важнейшую роль в формировании целостной личности и представляет собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознанную, переживаемую как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Каждый человек имеет широкий спектр самопредставлений, то есть того, что мы думаем о себе сейчас, как мы представляем себя в будущем и как видим себя в прошлом. Представления о себе многоплановы. Они могут относиться к разным сферам проявления человека. Такие исследователи, как У. Джемс, К. Роджерс. М. Розенберг и др., выделяют различные формы представлений о себе, дифференцированные либо по сфере проявлений человека («социальное Я», «духовное Я», «физическое Я», «моральное Я» и т. д), либо как реальность и идеал («реальное Я», «идеальное Я»), либо на временном континууме («Я в прошлом», «Я в настоящем»), либо по какому-то иному существенному признаку. Число таких «Я–образов» и их содержание определяются, как правило, на основе теоретических соображений.

Следует отметить, что переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса формирования личности и вписывается в структуру личности.

Образ «Я» выступает как установка по отношению к себе самому и включает в себя три компонента:

Ø когнитивный: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости;

Ø эмоционально оценочный: самоуважение, самокритичность, себялюбие и т.д.;

Ø поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатию, уважение товарищей и взрослых, повысить свой статус.

Степень адекватности «Я–образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности.








Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 1086;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.