Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.
Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков. Исторические этапы развития средневековой философии. Принципы средневекового философского мышления. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков. Средневековая философия зарождается на основе античного наследия в связи с распространением христианской веры (I – II вв.) по всему Средиземноморью. В узком смысле слова под средневековой философией понимают учения, относящиеся к тому времени, когда в духовной жизни народов Западной Европы всецело утверждается власть христианской Церкви. Положение философии в средневековой европейской культуре определялось отношением веры и разума в теологических учениях. Осмысление данной оппозиции приводило к формированию трех основных позиций в оценке статуса и роли философии. Во-первых, утверждалась абсолютная несовместимость религиозной веры с противоречивым человеческим разумом и характерным был тезис: «верую, ибо абсурдно» (Тертуллиан). Во-вторых, в период утверждения христианского вероучения предпринимались попытки гармонично совместить философию и религию, подчинив ее авторитету Священного Писания и поставив на защиту религии. Тезис: «верую, чтобы понимать» (Аврелий Августин, Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский) ставила философию в положение «служанки богословия». В-третьих, была предпринята попытка представить философию как независимую от религии и церковного контроля область человеческого познания. Согласно тезису: «понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр), она призвана обосновывать религиозные законы, переводя их на язык философских понятий и подвергая логическому анализу. Разумеется, Церковь активно преследовала подобную позицию. Таким образом, роль философии, в конечном счете, сводилась к систематизации и защите религиозной идеологии, к объяснению священных текстов и разработке правил истинного толкования Библии. Исторические этапы развития средневековой философии. I.На заре своего становления христианская теология существовала в форме апологетики, защиты христианства от нехристиан (язычников). В соответствии с этим начальный период в развитии средневековой философии получил название апологетики (II – III вв. н. э.). В борьбе против языческой религии и философии, заблуждений еретиков, и атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные апологетами (с греческого "апология" - защита). Они обращаются со своими трактатами к правителям и слоям образованных людей, которых они призывают защищать преимущества христианского учения. Апологеты на основе Евангелия пытались решить философские вопросы. Их можно назвать первыми христианскими философами. Деятельность апологетов приходится на II столетие, называемое столетием апологетов. Одним из первых апологетов был Иустин Мученик, который первый из христиан отстаивал истинность провозглашенного учения и почитал философию, так как она направлена ко Христу. К греческим апологетам относится его ученик Татиан, который осуждал всю языческую культуру. Знаменитыми представителями также были ученый и богослов Ориген, который впервые попытался построить на основе христианских идей целостную философскую систему, и Тертуллиан, подчеркивавший пропасть между верой и разумом, религией и философией. II. Слово "патристика" произошло от латинского раter - отец (IV-VII вв.). В данный период выдающуюся роль в разработке основ христианской теологии сыграл ряд мыслителей, чьи произведения были позднее признаны религиозно-философской базой всего христианского учения. Этих мыслителей стали называть Отцами Церкви, а литература, созданная ими, получила общее название патристической. Одна из центральных дискуссий патристики - это соотношение христианства с античным наследием, утверждение христианства как господствующей религии и попытка систематизации христианского вероучения. Важной проблемой в период патристики стало решение проблемы взаимоотношения разума и христианского вероучения, то есть в чисто теоретическом смысле - проблема веры и знания, религии и науки (под наукой в то время понималась философия). В патристике выделяют два направления: западную патристику (Аврелий Августин); и восточную патристику (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Григорий Палама). Развитие проблемного поля философии связано в этот период с разработкой теологии как учения о Боге и его свойствах; христологии как учения о богочеловеческой личности Христа и христианской антропологии – учения о человеке и судьбе его личной души. Богопознание объявляется единственно достойной целью человеческого ума. III. Свое название схоластика (от лат. scholа - школа) получила в VIII-IХ вв. благодаря тому, что в школах того времени учитель, читавший лекции по теологии, назывался схоластом (сsholasticus). В широком смысле под схоластикой подразумевают интеллектуальный феномен средневековой европейской культуры, характеризующейся рациональным обоснованием западно-христианского вероучения с особым интересом к логической проблематике. Высшей точки развития схоластика достигла в системе Фомы Аквинского, который жил с 1225 по 1274 г. Выдающимся явлением в философской жизни схоластики стал спор номинализма с реализмом. Предметом спора была природа общих понятий, или данные понятия называли универсалии. 3. Принципы средневекового философского мышления. Каноны христианского вероучения определили принципы средневекового философского мышления. Среди них следует выделить: теоцентризм, креационизм, символизм, принцип оппозиции души и тела, провиденциализм и эсхатологизм. Именно в рамках этих религиозных установок развивалась философская мысль Западной Европы на протяжении десяти столетий. Теоцентризм был связан с идеей Бога – абсолютного бытия, высшей ценности и конечной цели всякого существования. Креационизм - мироздание есть творение Бога, полное целесообразности. В нем господствует универсальная гармония и взаимосоотнесенность вещей. Символизм – согласно которому природа понималась как великая, таинственная Книга, в которой все зримое предстоит как совокупность символов незримой, сокровенной и неопределимой сущности Бога. Принцип оппозиции души и тела составлял фундамент христианских представлений о человеке, согласно которым человек сотворен по образу и подобию Бога. Душа человека – бессмертная форма тела, в котором она достигает полноты своего осуществления. Соединение духовной и телесной природ в человеке мыслилось по аналогии с богочеловеческой личностью Христа. Развитие общества трактовалось средневековыми богословами в соответствии с принципами провиденциализма и эсхатологизма. История понималась как проявление воли Бога, осуществление божественного плана «спасения» человечества. Главной движущей силой считалось внеисторическое божественное провидение. Люди – только актеры драмы, задуманной Богом. Руководимая Богом история должна преодолеть себя в приходе «грядущего мира» – вечности. Таким образом, проблематика средневековой философии воспроизводила основные требования религиозной идеологии. Важнейшей задачей философского мышления в эту эпоху было соблюдение соответствий между философскими построениями и догматами христианского вероучения.
10. Философия эпохи Возрождения.
Хар-ка времени: 1) Возникновение, зарождение кап-их
отношений. 2) Расширение кругозора человека, возникновение естествознания.
Кузанский - теолог и философ: бог не творит мир из ничего, а разворачивает мир
из себя, раскрывает свою внутреннюю сущность – мист-ий пантеизм. Бруно: бог
находится во всех матер-х вещах в виде закономер-ей, которые связывают вещи -
натуралистический пантеизм. Чел-к должен прибл-ся к богу. Солн-ая система
создана богом, в центре - Солнце, опр-ое место отведено чел-ку, созданному по
образу и подобию бога. Галилей - создатель экспериментальной науки. Бруно -
теолог, он отстаивал свои идеи, за что и погиб. Галилей не погиб, т.к. это
другой вид ученого, экспериментатор. Он показал связь философии и научных
знаний. Его взгляды: не зависимо от его отношения, природа остается такой же:
h=qt2/2. Изучение античной философии
приводит к мысли о единстве мира. Изучая законы падения тел на земле, он
считал, что изучает законы падения небесных тел. Коперник остановил Солнце и
завертел Землю. Место человека - периферийное, т.к. Земля не первая планета Солнечной
системы. Человек - высшая ценность, центр мира. Солнце обладает наибольшей
массой, что и определяет такую структуру. 1859г. - книга Дарвина: человек
произошел от обезьяны. Эти книги понижали достоинство человека в мире, низводят
человека с божественной высоты до земной. Гуманизм - человек предстает как
высшая ценность, способности которой должны быть раскрыты полностью, всё для
блага человека. Художники ЭВ : видят человека как самостоятельную эстетическую
ценность, человек в центре внимания. Художники приближают человека к богу.
Человек может творить подобно богу и даже лучше его. Человек поднялся из варварского
состояния до цивилизационного с помощью своих действий, усилий и независимо от
бога. Монтень: смысл человеческой деятельности не в результатах его
деятельности а в том, как человек проживает жизнь. Томас Морр: Утопия: все
должны работать, вся собственность превращается в общую, всё становится
одинаковым, следовательно люди должны меняться домами. Утопия справедливого
общества: отсутствует частная собственность, общественный труд. Морр отстаивал
независимость церкви, определённый демократизм. Кампанелла: общество находится
в неблагоприятной ситуации из-за частной собственности, следовательно выход:
все трудятся, труд общественный, рабочий день - 4 часа. Создана община - все
одновременно бедны (нет собственности) и богаты (у всех всё есть). Ликвидирует
институт семьи - все жены общие. В городе Солнца он оставляет церковь - т.к. не
видит другой силы, которая способна держать в руках общество. Платон - принцип
действовать убеждением/силой. Тоталитарное государство: страх - шестое свойство
человека. Кампанелла: общество простоты + роль науки, следовательно
просвещение, прекращение войны.
11. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.
В XVI в. государства Западной Европы одно за другим вступили в полосу радикальных перемен. С этого периода начинается бурное развитие мануфактурного производства, национального рынка, происходит становление гражданского общества и новых форм публичной власти. Европейские державы превращаются из феодальных княжеств в централизованные буржуазные государства. Стремясь к экономическому и военному могуществу, они начинают все больше уделять внимания развитию науки и техники. Знаменитые ученые и философы XVI – XVII вв. – Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Паскаль, Б. Спиноза, И. Ньютон, Г. Лейбниц – заложили основы нового понимания предмета философии, ее статуса и роли в системе наук. Мыслители Нового времени поставили перед философией светские, практические задачи. Она должна была способствовать росту научных знаний, открытию новых истин. При этом ее целью является систематизация разрозненных и беспорядочно накопленных знаний; создание методологии опытного исследования природы; определение будущих путей развития науки. Для философов Нового времени важнейшим предметом исследования стала природа, а также познающий и преобразующий ее в своей деятельности разумный субъект – творец техники, культуры и государственности. Таким образом, основной задачей новоевропейской философии было создание целостной системы знаний о Вселенной и открытие ранее неизвестных истин, которые стали бы основанием практической философии, усиливали бы власть человека над природой, способствуя утверждению подлинного царства человека.
Новое понимание философии поставило перед европейскими мыслителями вопрос о том, каким должен быть метод объективного познания природы? Решение этой проблемы привело к формированию трех основных методов, определивших векторы развития европейской науки XVI – XVII вв. 1. Опытно-индуктивный метод: Ф. Бэкон разработал принципы опытно-индуктивной методологии познания. Самое главное в нем – правильный способ анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в сущность исследуемых явлений. Таким способом должна была стать индукция. Бэкон утверждал, что достоверное знание проистекает из целенаправленного научного опыта. Поэтому основой индуктивной методологии выступает научный эксперимент.
2. Математический метод Г. Галилея: он рассматривал научный опыт как ключевое звено исследования природы. Однако в определении статуса эксперимента в структуре научного познания Г. Галилей обнаруживает более глубокое понимание роли математики и теоретических гипотез. Гипотеза предваряет эксперимент и лежит в основе его рациональной организации, поскольку задает серию вопросов, ответы на которые ученый ищет в процессе проведения опыта. Рациональный анализ составляет суть эксперимента.
3. Рационалистический метод Р. Декарта. Его метод начинался с наиболее общих положений и от них он продвигался к более частным выводам конкретных наук. Декарт был убежден в том, что правильно рассуждающий ум обладает огромной силой. Р. Декарт формулирует четыре правила рационалистического метода. Согласно первому, истинным может быть признано только то, что познается с предельной отчетливостью и очевидностью (принцип интеллектуальной интуиции). Второе правило требует мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, чтобы выстроить иерархию между ними, установив тем самым внутренние связи частей объекта. Третье правило предполагает последовательное движение мысли при осуществлении вывода научных положений из первичных и самоочевидных принципов.
Проблема метода истинного познания повлекла за собой ряд вопросов, касающихся природы, источника и структуры познавательного процесса. В решении этих вопросов в новоевропейской философии сложились два основных направления: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм оформился в конце XVII – начале XVIII в., его основоположником считается Ф. Бэкон. Эмпиризм исходил из признания чувственного опыта единственным и определяющим источником наших знаний о действительности. В рамках эмпиризма оформилось два направления: материалистический эмпиризм утверждал, что опыт отражает в познании объективно существующие вещи, воздействующие на органы чувств человека (Ф. Бэкон, Д. Локк, Э. Б. де Кондильяк, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, Ж. О. де Ламетри); идеалистический эмпиризм признавал единственной реальностью опыт человека, в результате данное направление столкнулось с парадоксами.
Рационализм в противоположность эмпиризму признавал интеллект, а не чувства, основой знаний и поведения людей (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Его представители утверждали, что достоверное научное познание достижимо лишь посредством разума – единственного источника и критерия истины. Основоположником новоевропейского рационализма стал Р. Декарт, который сформулировал его важнейшую идею – cogito ergo sum («Я мыслю, следовательно, существую»), положив в основу философии принцип очевидности и автономии рационально мыслящего и самосознающего субъекта.
12.Философская мысль эпохи Просвещения
В истории философской мысли 18 век обычно характеризуется как век Просвещения. Научное знание, философские изыскания, ранее бывшие достоянием узкого круга ученых, теперь стремительно распространяются среди образованной части европейцев, становясь предметом оживленного обсуждения и непримеримых споров. Уверенность в мощи человеческого разума, неуклонном прогрессе идей – определяющая доминанта эпохи. Оптимизм Просвещения выражает менталитет крепнувшей буржуазии (не случайно родиной Просвещения стала Англия, раньше других стран вставшая на путь капиталистического развития).
Развитие Просвещения в философии тесно свзано с социально-политическими идеями, становлением идеологии. Опираясь на демократические идеалы, просветители вели непримиримую борьбу против суеверий и религиозного догматизма, дискриминации, боролись за свободу слова, формально-юридическое равенство народа. В таких условиях философия не могла быть просто наукой наук, выполняя только функцию методологических построений. Связь с реальной жизнью стала для философии насущной необходимостью, и она превращается в орудие социальной критики, направленной на радикальное изменение сознания людей.
В отличие от английского, французское просвещение быстро политизировалось (будем помнить, что хронологически оно складывалось между свершившейся английской и грядущей Великой французской буржуазной революцией). Социально-политические катаклизмы рубежа 18 - 19 веков «похоронили» надежды французских мыслителей на постепенный ненасильственный общественый прогресс.
Как течение общественной мысли Просвещение, несомненно, представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Речь идет, прежде всего, о целях и идеалах Просвещения, таких, как свобода, благосостояние людей, мир, ненасилие, веротерпимость, равенство, братство и др., а также о знаменитом вольнодумстве, критическом отношении к авторитетам всякого рода, непринятии догм на веру.
При всем разнообразии мнений большинство философов и историков сходились в оценке Просвещения как передового, новаторского явления. Например, И. Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности.
13.Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли.
Критика идей просвещения в немецкой классической философии(Эмануил Кант)*
Завершением всей классической философии и концепции рационализма стала немецкая классическая философия. С одной стороны, в ней была показана ограниченность человеческого разума, а с другой- предпринята попытка создать новые рационалистические концепции. Основоположником НКФ является Эмануил Кант. Его творчество можно разделить на докритический и критический этапы. Критический этап характеризуется тремя работами: «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума». В «Критике чистого разума» он указал на возможности и границы познания человеческого разума. С одной стороны он отметил, что любое познание начинается с априорных суждений(т.е. понятий)(априорные=доопытные). Однако, границы разума заключаются в том, что его нельзя использовать как средство познания таких целей, как: Бог, душа и Вселенная. При познании этих идей мы неизбежно сталкиваемся с апориями(равнозначными противоположными утверждениями). В этом он видел границы человеческого разума. Кант считал, что сферу морали (отношений между людьми) мы также не можем познать с помощью теоретического разума. Природа моральных принципов познается с помощью практического разума.
*Концепции других представителей НКФ(Георг Гегель)*
Концепции Канта продолжили развивать такие философы, как Фихте, Шелинг, Георг Гегель. Если для Канта противоречиями невозможности разрешить в рамках теоретического разума, то Гегель разрабатывает теорию диалектического мышления, посредством которой достигается познание АИ. Основополагающими понятиями этой концепции является тезис, антитезис и синтез. Гегель отмечал, что между тезисом и антитезисом есть две формы взаимодействия: борьба и взаимо-дополнение(синтез). Посредством борьбы и синтеза тезиса и антитезиса человек преодолевает границы своего индивидуального разума и достигает Абсолютного общечеловеческого Разума.
14Критическая социальная философия. Марксизм*
К. Маркс в своей трудовой теории объединил выводы позитивистской и экзистенционистов, объединив, что рациональная и иррациональная материи деятельности человека определяются его социальным положением. Если до Маркса человек рассматривался абстрактно или автономно от общества, то Маркс обосновал социальные условия- как главный фактор деятельности человека. Он считал, что общество является сенто-гонестической системой(межклассовая борьба). Согласно Марксу мировоззрение человека определяется его классовым положением, соответственно, для того, чтобы изменить мировоззрение, необходимо изменить социальные условия, отсюда вытекает идей социальной революции, как главного фактора развития общества. Точно так же как идеи Гоббса и Локка легли в основу либерализма, точно также концепция Маркса предопределила возникновение социальной идеологии.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 2471;