Исторические типы мировоззрения: космоцентризм, теоцентризм.
От чего зависит то или иное мировоззрение человека? Прежде всего отметим, что
мировоззрение человека носит исторический характер: каждая эпоха человеческой
истории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами, стоящими перед
людьми, своими подходами к их решению, своими духовными ценностями.
Так, одно мировоззрение, один взгляд на мир у первобытного охотника или,
скажем, у героя книги В. К. Арсеньева "Дерсу Узала", который наделял всю
окружающую его природу чертами живого существа, совсем другое - у
современного ученого, осознающего место человека в мире, его возможности и
даже задающего себе и окружающим вопрос: "Не погибнем ли мы от своего
собственного разума?"
Проще всего было бы сказать: сколько людей, столько и мировоззрений. Однако
это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что людей не только разъединяет
нечто, но и объединяет общность родины, языка, культуры, истории своего
народа, имущественного положения. Людей объединяют школа, характер
образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому неудивительно, что
у людей могут быть сходные, общие позиции в рассмотрении мира, в его
осознании и оценке.
Классификация типов мировоззрения может быть различной. История философии
выделяет следующие типы мировоззренческих установок:
1. Космоцентризм - свойственнен Античной философии; в центре размышлений
упорядоченный мир - космос;
2. Теоцентризм - характеризует эпоху Средневековья; в центре размышлений Бог
(Теос);
3. Антропоцентризм - философия эпохи Возрождения (Ренесанс); идея человека
становится центральной для философских размышлений;
4. Эгоцентризм - философия Нового Времени; противопостоит антропоцентризм, в
центре отдельное "Я", субъективность.
5. Эксцентризм - современная философия; дословно - не центризм, эго и
рациональное начало определено вне человека.
4. Проблемы философского мировоззрения являются порождением многообразных потребностей человека и детерминируются его многообразной деятельностью. Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: онтологическую, антропологическую, аксиологическую, гносеологическую, праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии. Основной вопрос, или основная проблема, философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования.
Первым компонентом, инициирующим отношение субъекта к объекту, являются потребности. Потребности делятся на витальные и социальные. Формой выражения потребностей является интерес. Интерес как осознанная потребность задает определенную направленность субъекта к объекту, инициирует его активность.
Следующим компонентом структуры мировоззрения являются знания. В системе субъектно-объектного отношения выделяются два уровня знания: знания объекта и знания субъекта. Своеобразным «редактором» знаний человека о мире и о себе являются ценности. Знания, пропущенные через ценности, обеспечивают еще один компонент структуры мировоззрения. Это идея - звено, связующее объект и субъект.
5. Соотношение философии с религией, искусством и наукой
Философия и наука. Является ли философия наукой? Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. Философия–в ней также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Второе. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука( «философия»–любовь к мудрости, истине).Третье. Любая наука имеет научный аппарат(методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат.
Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорий–это основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии. Философия–наука особенная–проблемы философии неразрешимы. Если проблема разрешилась–то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново решает философские проблемы.
Философия и искусство. Сторонники чувственно-эстетически ориентированной философии порой склонны отождествлять философию с искусством. Для этого нет достаточных оснований. Действительно, так называемое художественное творчество, создание художественных образов (поэтических, музыкальных и других) для философии вообще не характерно. Философия соткана не из художественных образов, а из философем. Проблема состоит в том, чтобы философия не уступала искусству в сопричастности к тайнам, проблемам, "болевым точкам" бытия человека в мире. Искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от фи лософии занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого. Как видим, философию и искусство объединяет определенный пафос, обостренный интерес к бытию человека, который, впрочем, не отменяет их своеобразия и самостоятельности.
Философия и религия. Для религии характерна вера в трансцендентность и авторитет. Религии не нужны доказательства. Философия же, напротив, нуждается в доказательствах.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 6834;