Основные формы духовной жизни общества
Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система выработанных обществом нравственных норм, принципов, ценностей и идеалов, регулирующих поведение и отношения человека к обществу, другому человеку, самому себе. Она является древнейшей областью духовной жизни людей. Структура морали включает в себя: моральные принципы (фундаментальные представления о должном поведении); нравственные нормы (правила, формы конкретного поведения человека); моральные ценности (такие, как Добро, Свобода, Честь, Достоинство, Совесть, Смысл жизни, Счастье и др.). Главными функциями морали являются регулирование поведения людей и их воспитание в соответствии с необходимыми для существования общества принципами. Механизм действия морали – свободный выбор человека. По своим функциям морали близка такая сфера общественного сознания, как право.
Право — это система норм поведения, устанавливаемых и охраняемых государством. Исторически право появилось с возникновением государства (позже морали). Центральным элементом правовой системы являются нормы права. Если соблюдение моральных норм предписывается только совестью и общественным мнением, то соблюдение норм права охраняется государством: нормы права являются обязательными для исполнения. Еще одним отличием права от морали выступает формально определенный, однозначный характер правовых норм. Правовые нормы всегда закрепляются в официальных актах. Правовая система включает: совокупность норм права; формы юридической деятельности (практики); правосознание (представления людей о праве и его осуществлении). Основными функциями права выступают: регулятивная; охранительная; воспитательная.
Религия (от лат. religio — воссоединение, совестливость) — это сфера духовной жизни общества, основанная на вере в существование сверхъестественных сил. Религия, как и мораль, относится к самым ранним формам духовного существования общества.
Первыми формами религии – первобытными верованиями – являлись:
а) фетишизм (от фр. fetiche — амулет, волшебство) — почитание неодушевленных предметов;
б) тотемизм (от англ. totem — божество рода) — почитание определенных видов растений или животных;
в) анимизм (от лат. апimа — душа, дух) — верование в духов.
На более высоком уровне развития общества возник политеизм — обожествление различных сил природы с развитым пантеоном богов.
Первая монотеистическая религия (основанная на принципе единобожия) — иудаизм возникла в 7 в. до н. э. Позднее возникли мировые религии:буддизм (6-5 вв. до н. э.); христианство (1 в. н. э); ислам (7 в. н. э.).
Религия включает:
· религиозные верования (религиозные учения и религиозные переживания – основной элемент религии);
· религиозные действия (культ);
· религиозные институты и организации (церкви).
Выделяют следующие функции религии: мировоззренческую; воспитательную; психологическую; регулятивную; нормативную.
Наука — это сфера жизнедеятельности общества, содержанием которой является рациональное познание существующего мира. Основными компонентами науки выступают объединенные в систему: научные знания – наиболее значимый компонент науки; научная деятельность; научные институты; научная методология. Функциями науки являются: познавательная; мировоззренческая; практическая.
Искусство — форма духовной жизни общества, основанная на художественно-образном восприятии окружающего мира. В сферу искусства входят:
· художественные образы, воплощенные в произведениях искусства – основной компонент сферы искусства;
· создание предметов искусства (художественное творчество);
· художественные представления.
Искусство является одной из форм познания мира: с помощью художественных образов. Произведения искусства выражают существенное, типическое, характерное в изображаемых явлениях и предметах. Важнейшими функциями искусства являются: эстетическая (удовлетворение потребности человека в прекрасном); воспитательная.
Таким образом, культура является особым измерением человеческого бытия, сферой объективации человеческого духа, органичным единством материального и идеального. Она предстает в качестве сложной совокупности разнообразных способов поведения и деятельности людей, является предпосылкой и необходимым условием человеческой свободы, труда и творчества.
Современная философия культуры раскрывает в ней предметно-содержательную и структурно-функциональную проекции; исследует ее с точки зрения генезиса и исторической динамики; экзистенциальной глубины и объективированных институциональных форм, внутренней спонтанности и социальной обусловленности; выявляет универсальные сущностные характеристики культуры и описывает специфику различных, несводимых друг к другу локальных культур и культурно-исторических типов. Все эти задачи решаются в плюралистическом пространстве современного знания, средствами различных, конкурирующих и дополняющих друг друга, философских традиций и парадигм.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 956;