Цивилизации, их типы и классификация
Понятие «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный) многозначно. Существуют следующие определения: «цивилизация» – это
1) ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);
2) определенная ступень (уровень) общественного развития того или иного региона либо отдельного этноса (напр., античная цивилизация);
3) определенная стадия в развитии локальных культур (напр., стадия их деградации и упадка: О. Шпенглер, «Закат Европы»);
4) социокультурный тип со свойственной ему религиозной системой;
5) синоним культуры (с точки зрения антропологического подхода).
Очевидно, что понятие ««цивилизация» тесно связано с понятием «культура», не являясь тождественным с ним. Ученые соглашаются с тем, что цивилизация есть одновременно определенный уровень развития культуры и определенный тип культуры с присущими ему характерными чертами. П. Сорокин называл цивилизации «социокультурными суперсистемами», Н. Бердяев — «великими культурами».
О. Шпенглер в работе «Закат Европы» предложил рассматривать цивилизацию как завершающий этап развития культуры. Культура — есть творчество, а цивилизация — воспроизведение, повторение, тиражирование. Умирая, культура вырождается в цивилизацию. О. Шпенглер выделял 8 основных культур (цивилизаций): 1) египетская;2) индийская; 3) вавилонская; 4) китайская; 5) греко-римская;6) майя; 7) магическая (византийско-арабская); 8) фаустовская (западно-европейская). Зарождающуюся русско-сибирскую он называл девятой. У каждой из этих культур своя специфика, в период ее активной фазы существует взаимосвязь между всеми составляющими культуру элементами.
Н. Я. Данилевский называл цивилизации «культурно-историческими типами» и выделял 12 типов цивилизаций, которые существуют изолированно, не имеют общих закономерностей и носят замкнутый характер: египетский; китайский; ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитский); индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; новосемитский (или аравийский); германо-романский, или европейский; мексиканский; перуанский.
А. Тойнби в работе «Постижение истории» трактует понятие «цивилизация» как культурно-исторический тип со свойственной ему единой религиозной системой; при таком подходе выделяются христианская, буддистская, мусульманская цивилизации. Мировые цивилизации являются крупными образованиями, по масштабам они шире нации или государства.
• Таким образом, цивилизация означает переход к собственно социальной организации общества. Она не сводится лишь к экономическому параметру его развития, а включает в себя такие важные моменты, обусловливающие уникальность и неповторимость каждой из них, как культурологический, географический, духовный и др. Цивилизация – это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, имеющее: а) общность духовно-нравственных ценностей и культурных традиций; б) сходство материально-производственного и социально-политического развития; в) особенности образа жизни и типа личности; г) наличие общих этнических признаков в соответствующих географических рамках.
• Это общее определение цивилизации нуждается в уточнениях, которые целесообразно сделать через выделение ее основных признаков.
1. Цивилизация знаменует начавшееся в условиях еще позднего варварства преобразование нетронутой когда-то природы в предметы и процессы так называемой «второй природы». Человечество как бы удваивает природу, постепенно расширяя свою преобразующую деятельность. Вторая природа становится своего рода визитной карточкой цивилизации. Но к унаследованному от прошлого и преобразованному предметному богатству цивилизация на каждом этапе своего развития прибавляет нечто совершенно новое, придавая каждой исторической эпохе особенные опознавательные знаки. Воплощаются они в специфике орудий труда, инженерных сооружений, средств передвижения, строительства и архитектуры, искусства, в конкретных приметах жизни, быта, в одежде, облике людей.
Однако в результате человеческой деятельности появляется и немало дисфункциональных, уродливых, а то и просто вредных предметов и веществ. Здесь заключена одна из первых фундаментальных проблем цивилизации, которую можно считать неустранимой, неснимаемой цивилизационной антиномией. Поэтому необходимо максимально следовать одному из категорических императивов цивилизации: идти вперед, учитывая исторически изменчивые, но в принципе определимые цивилизационные критерии разумной достаточности, пользы, красоты и имея в виду относительную самостоятельность и ценность первой природы – вне человека и в нем самом.
2. Возрастающее и, по сути, противоречивое вмешательство человечества в природные процессы является неотъемлемой чертой цивилизации. Экологические катастрофы, которые мы зачастую рассматриваем как сугубо современные явления, случались и в предшествующей истории человечества. Они были, есть и будут тяжкой платой за развитие цивилизации. Но следует отметить, что уродует, захламляет землю, так сказать, “недоцивилизованная цивилизация”, оборачивающаяся к природе и к людям не достоинствами, а тяжкими издержками, элементами варварства внутри цивилизационного процесса. Цивилизованный же труд в его высших проявлениях способен, напротив украсить и облагородить Землю.
3. Человеческая цивилизация в прошлом, настоящем и обозримом будущем имела и будет иметь вид усложняющихся разделения и интеграции труда, совокупного материального и духовного производства, направленного на создание, сохранение, обмен и потребление товаров и услуг, которые предназначены удовлетворять растущие потребности общества. Развитие цивилизации становится синонимом пусть противоречивого, но в целом поступательного развития товарного производства и обмена, которые, как и все изобретения цивилизации, несут в себе противоречия, антиномии. С одной стороны, они порождают культ прибыли и денег, что обусловливает жесткость конкуренции. С другой – цивилизационные товарно-денежные отношения заключают в себе и стимулы для плодотворного взаимодействия людей, их высококвалифицированного труда, повышения его эффективности и качества, развертывания инициативы, творчества, состязательности людей. Первоосновой же развитых товарного производства и обмена по праву считается частная собственность – важнейшее из изобретений цивилизации.
4. Создавая и общественную, и частную формы собственности, человечество на протяжении истории значительно усложняет, варьирует и обе эти формы, и их отношения друг к другу. Это взаимодействие становится одним из существенных признаков цивилизации и цивилизованности. Частная собственность возникает при переходе от варварства к цивилизации. Для всего последующего развития истории, включая современность, она оказалась весьма эффективной предпосылкой стимулирования энергии, самостоятельности, предприимчивости, ответственности в выборе решений, здравого смысла, словом, индивидуальной свободы и разумности человека в производстве, обмене, в повседневном быту. На протяжении дальнейшей истории частная собственность подвергалась непрерывным преобразованиям. Возрастала ее цивилизованность, увязывание с другими формами собственности (общественной, общинной, государственной, кооперативной); ее внутренняя дисциплинированность и самоорганизация; более органичным становилось ее встраивание в совместную жизнь людей, приспособление индивидуальной, частной жизни и интересов к групповым, общенародным, общегосударственным и международным делам, к иным формам организации труда и собственности.
5. Коренная функция человеческой цивилизации состоит в обеспечении все более свободных, закрепляемых юридическими и нравственными нормами форм совместного бытия людей, а также в предоставлении им прав, свобод, гарантий, возможностей участвовать в решении своих судеб и судеб нации, страны, мира. Высокая цивилизованность или, напротив, крайняя отсталость страны измеряется также и тем, сколь широко, прочно укоренены – или, наоборот, попраны, урезаны, стеснены – такие свободы и права во всех сферах человеческой жизни.
Принципы и практика наибольшей свободы для наибольшего числа людей издавна связаны с демократией. Демократическое взаимодействие людей – древнее изобретение цивилизации. Наряду с демократией человеческая цивилизация рождает также набор иных разнообразных форм совместного бытия людей, государственного и общественного управления. В процессе изменения цивилизации развитая и прочная демократия выигрывает историческое соревнование с другими социально-экономическими, политическими порядками. Другие же – недемократические, тем более антидемократические, тоталитарные, деспотические – формы правления подвергнуты строгому суду истории. Теснейшая связь цивилизации, цивилизованности и ненасильственной, широкой и необратимой демократии – тенденция современной истории. Однако поскольку путь к демократии, сама демократическая дорога чрезвычайно трудны, постольку необычайно важным всегда было и остается цивилизование самой демократии, выступающее частью цивилизационного усовершенствования межиндивидуальных, межгрупповых, международных отношений.
6. Коренная функция человеческой цивилизации состоит и в обеспечении все более свободных, ненасильственных, добровольных форм совместного бытия индивидов и их свободно формирующихся объединений. Тенденция этого воплотилась в том, что даже при самых кризисных состояниях (например, угрозе атомной войны), при самых острых противоборствах (например, войнах, геноциде и даже самогеноциде целых народов) люди учились жить и действовать совместно. Таким образом цивилизованность предполагает необходимость самыми мирными способами общаться, взаимодействовать с другими индивидами и народами, разрешать возникшие и упреждать возможные конфликты.
7. Важнейшей особенностью цивилизации и признаком цивилизованности жизни является то, что индивиды, народы, страны, неустанно стремясь к удовлетворению растущих потребностей, делают свою повседневную жизнь все более обеспеченной необходимыми для их удовлетворения благами, все более обустроенной, удобной, красивой, комфортной и в этом смысле все более достойной человека. Историческая тенденция состоит не просто в увеличении средств и возможностей такого цивилизационного благоустройства и комфорта, а в предоставлении их максимально большему числу людей.
8. Культурная, духовно-нравственная компонента цивилизации – это деятельность по созданию всеобщих идеальных образцов – парадигм предметной деятельности норм и принципов человеческого общежития и общения. Парадигмы – образцы цивилизации и культуры – это бесценные всеобщие сокровища, поскольку будучи однажды добытыми, изобретенными, они дают любому индивиду и народу как бы спрессованный, освобожденный от проб и ошибок опыт человечества. Благодаря этому они обеспечивают цивилизации невиданные по сравнению с варварством темпы, динамику преобразований, создают возможность согласовывать и увязывать в общечеловеческое целое развитие индивидов, поколений, народов.
Умение людей, групп, народов, стран, регионов взять за основу парадигмы цивилизации, в частности ее духовно-нравственные образцы; способность отделить то, что в предшествующем опыте цивилизации создано добротно, прочно, на века и потому должно быть заботливо сохранено (таковы, например, вечные заповеди нравственности, религии; формы необходимых людям предметов – стола, стула, бытовой утвари, крестьянского дома, усадьбы, формы быта, одежды и т.п.), от того, что нуждается в коренном преобразовании; стремление быстро и без ложной гордыни брать все ценное в цивилизационном творчестве других народов, не повторяя их уже обнаруженные и даже исправленные ошибки; готовность специально отбирать, обучать, высоко ценить тех людей, которые наилучшим образом изобретают, преобразуют общее и всеобщее, то есть беречь выдающиеся умы нации и ярчайших носителей ее совести – все это тоже относится к критериям цивилизованности отдельных людей и целых народов.
9. Суммируя выше сказанное, можно выделить такую черту цивилизации, которая состоит во всемирно-историческом, общечеловеческом характере и значении ее опыта. Цивилизация человечества всеобща в смысле всемирно-исторического континуума и непременной (хотя и неравномерной, в разное время неодинаковой) причастности разных стран, народов, эпох к формированию ее результатов, форм, словом, к возникновению и обогащению цивилизационного опыта. Правда, очаги локальных цивилизаций, в какие-то времена разгоревшись особенно сильно, потом могли или вовсе исчезнуть или ослабеть, но никогда не затухал “общий очаг” мировой цивилизации: сохранялось, множилось, обновлялось предметное, духовно-нравственное ее богатство. Отсюда следует, что исконный исторический интерес всех народов требует сохранения нашего общего очага – мировой цивилизации на планете Земля.
Вопрос 28. Сущность цивилизационного подхода.
Индустриальное, постиндустриальное, технотронное общество.
Концепция информационного общества
Существует несколько основных теоретико-методологических подходов к рассмотрению общества в его историческом развитии: историографический, культурологический, формационный, цивилизационный. Хотя последний подход получил широкое распространение, единого мнения о его сущности и методологических приоритетах не существует. Такая ситуация неоднозначности обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, полисемантичен сам термин «цивилизация». Как отмечалось, под ней понимаются: культура; только материальная культура; материальное воплощение культуротворчества человечества; современное общество в целом; следующий за первобытным варварством этап развития человечества; стадия развития общества, характеризующаяся упадком культуры и др. Во-вторых, неоднородны основания типологизации цивилизаций. Противопоставляя его формационному подходу, сторонники цивилизационного подхода закрепляют за ним способность характеризовать длительные этапы исторического развития общества во всей совокупности материальных и духовных форм его существования. Однако в реальном исследовании за основу анализа берется ограниченный набор параметров, чаще всего, это характер хозяйственной деятельности, властных отношений, техники и технологий, нормативного регулирования отношений, социализации, влияния религии и др.
Сущность цивилизационного подхода состоит в том, что история человечества подразделяется на ряд самостоятельных образований – локальных цивилизаций, каждая из которых имеет собственную самостоятельную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий. Основная задача цивилизационной концепции – объяснение вариативного характера исторического развития, многообразия и уникальности человеческой истории, разрушения европоцентристских стандартов и приоритетов, а также обоснование принципиальной возможности иного мироустройства.
Цивилизационный подход (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) базируется наследующих принципах:
1) в развитии общества прогресса не существует; прогресс может относиться лишь к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета и гибели;
2) развитие цивилизации и культуры связано не с экономикой или техникой, а, в первую очередь, с религией как «душой культуры»; тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития;
3) каждое общество и культура самоценны, идеальной модели развития не существует;
4) доминантой исторического процесса выступает цивилизация(Н.Я. Данилевский).Развитие осуществляется параллельнонесколькими социально-историческими организмами, складывающимися на основе общности культуры. Идеи Данилевского, получив распространение в России, стали теоретической и идеологической основой для поиска особого «русского пути» и «русской идеи».
Существует три различающиеся версии цивилизационного подхода, каждая из которых имеет свой оригинальный предмет рассмотрения социодинамики и опирается на собственное решение фундаментальных проблем философии истории. Это цивилизационно-стадиальная, цивилизационно-локальная и цивилизационно-региональная версии. Наиболее продуктивным явилсяцивилизационно-стадиальный подход.
Цивилизационно-стадиальный подход появился в XVIII в., в эпоху Просвещения, когда в научную лексику было введено понятие цивилизации, первоначально характеризовавшее закономерности развития и особенности социокультурного бытия Западной Европы. Большинство сторонников данного подхода приняли западноевропейскую модель в качестве образца для других цивилизаций, поделив народы на исторические и неисторические. В ХХ–начале XXI вв. парадигма европоцентризма, изменив и смягчив свою форму, стала основой не только теоретического мышления, но и социально-практической стратегии Запада (создание Евросоюза).
Согласно цивилизационно-стадиальному подходу, для единого мирового исторического процесса характерна поступательностьи стадиальность развития. В рамках данной версии широкое распространение получила типология, согласно которой выделяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды (стадии) развития человечества.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 6945;