Структура культуры
В структуре культуры выделяют две основные сферы ее существования – материальную и духовную. Согласно такой классификации, материальная культура(МК) – это все созданные человеком материальные объекты: орудия и средства производства, продукты трудовой, предметно-практической деятельности, предназначенные для удовлетворения витальных и других потребностей и необходимые для воспроизводства и развития социума. Духовная культура (ДК) – это система духовных ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и художественного творчества, совокупность знаний, навыков, умений, а также норм, регулирующих различные виды человеческих отношений.
МК возникает и развивается вследствие преобразования человеком своей биофизической среды, как внешней, так и внутренней. ДК сопряжена с развитием человеческого сознания, она направлена на формирование и совершенствование личности, раскрытие сущностных сил человека, регуляцию его поведения и деятельности. Границы между МК и ДК условны и подвижны, их выделение в относительно самостоятельные сферы можно произвести лишь в абстракции, отвлекаясь от реальной сложности культурных явлений.
Взаимосвязь материальной и духовной культуры:
1) МК выступает условием существования и выживания людей; с развитием общества и ростом МК увеличивается зависимость от нее человека;
2) МК предоставляет человеку возможность для создания и развития ДК;
3) вместе с тем само создание и развитие МК определяется уровнем ДК общества;
4) вопрос первичности МК или ДК не имеет смысла: речь может идти только об их взаимообусловленности.
В структуре культуры выделяют также различные виды – элитарную, народную, массовую культуру, а также ее разновидности – субкультуру и контркультуру.
Элитарная культура (ЭК) – специфический вид культуротворчества, связанный с профессиональным производством культурных ценностей. Для ЭК характерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфичностью интеллектуально-художественного труда, так и особенностями «потребления» сложных элитарных культурных продуктов, требующего определенной подготовки. ЭК канонична, для нее характерен особый язык, часто непонятный для «непосвященных», а также набор специфических кодифицированных социокультурных «текстов» (философских, религиозных, научных, художественных). Поэтому усвоение образцов «высокой» ЭК предполагает целенаправленные интеллектуальные усилия по «расшифровке» этих кодов. В ЭК входят также иерархия ценностей и норм, а также детально разработанные и жестко регламентированные культурные практики (различного рода церемонии, обряды, ритуалы, нормы этикета), являющиеся атрибутами социализации индивидов и культурной идентификации различных социальных групп (аристократических, военных, религиозных, художественных, научных элит). ЭК задает ориентиры культуре в целом, определяя как присущие «высокой» культуре интеллектуальные образцы, так и набор «низких» жанров поп-культуры.
Народная культура демократична: она вырастает на основе этнической культуры, фольклора, традиционных мифологических верований, языческих культов, народного быта. Передается из поколения в поколение в форме преданий, легенд, устного народного творчества, благодаря непосредственному общению поколений в семье, в повседневной бытовой и трудовой жизни. Взаимодействие элитарной и народной культур является непременным условием продуктивного развития любой национальной культуры.
Массовая (или «популярная») культура – это тиражируемая и распространяемая СМИ и другими институтами «культурной индустрии» социальная информация, обращенная к широким аудиториям потребителей усредненной и стандартизированной культурной продукции. Массовая культура (МК) – противоречивое явление XX века, порожденное индустриализацией, урбанизацией и быстрым прогрессом информационных технологий. Особенности МК: ее фрагментарность, поверхностность, стереотипность и такие негативные черты, как нравственный релятивизм и конформизм, агрессивность, ориентацию на коммерческий успех, подмену потребности личности в творчестве и саморазвитии потребностью в развлечениях и материальном комфорте. Следствием ее распространения, как правило, является размывание традиционной системы этнической и культурной идентификации, традиционных ценностей, «усреднение» и унификация культурного пространства, стереотипизация мышления масс, позволяющая легко манипулировать их сознанием и поведением, воздействуя на примитивные формы чувственности, подсознательные структуры менталитета и архетипы коллективного бессознательного.
Дифференциация культурного пространства, обусловленная урбанизацией, профессиональной специализацией, усилением социальной мобильности, приводит к формированию гибридных культурных форм – субкультур. Это культура специфической социальной группы, система ценностей и образ жизни которой существенно отличается от общепринятых стандартов и норм. Например, молодежная субкультура создает свой жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат. Субкультуры, как правило, имеют локальный, замкнутый характер и отличаются корпоративностью, специфическим языком, особыми нормами поведения, односторонним развитием тех или иных культурных практик, представлений и ценностей. Они формируются вследствие объективных различий в образе жизни, менталитете, системе ценностей, потребностей и интересов отдельных социальных групп (например, профессиональные субкультуры). Другой причиной образования субкультур может быть неполноценный или затрудненный доступ каких-либо социальных субъектов (преступных и мафиозных групп, национальных и сексуальных меньшинств, религиозных сект и коммун) к культурному наследию человечества, а также наличие определенных препятствий для их свободного творческого развития и самовыражения.
Совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующей культуры как чуждые или враждебные, составляет пространство маргинальной культуры. Маргинальные субкультуры «размещаются» на окраинах культурных систем, иногда пересекаются с ними и лишь частично признаются ими. Маргинальность всегда конкретно-исторична и обусловлена процессами трансформации общества: модернизация, появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса, различные формы взаимодействия культур – от военных конфликтов до культурного обмена. Различные формы маргинальной культуры служат тем полем, где в результате взаимопересечения «официальных» и «маргинальных» образов формируется набор принципиально новых культурных предложений, возникающих как результат «неправильной», нестандартной культурной коммуникации.
Особую субкультурупредставляет собой контркультура – радикальная форма субкультурного движения, которая не только отличается, но противостоит, находится в открытом конфликте с доминирующей культурой, системой ценностей, образом жизни, нормами и правилами поведения. Контркультура, как правило, требует пересмотра базисных принципов актуальной культуры или же является враждебной ей. Контркультура отличается подчеркнутым нон-конформизмом, неприятием и разрушением культурных стереотипов и норм, идеологическим и политическим экстремизмом, раскрепощением негативной чувственности. Выделяется три основных принципа «контркультурной политики»: 1) острый конфликт с «официальной» культурой, демонтаж существующей системы ценностей; 2) построение альтернативного культурного пространства; 3) стремление к его максимальному расширению и полному господству в качестве нового культурного канона. Контркультура – это не целостное движение или художественное течение, не набор теоретических программ или культурных сценариев, а вынужденное состояние инновационных культурных инициатив. Это культурная оппозиция, приходящая изнутри самой официальной культуры, отбрасывающей «неприемлемые» для нее альтернативные формы.
Структурное разнообразие культуры позволяет выделять в ней и другие формы и разновидности: мировую и национальные культуры, общечеловеческую и классовую, религиозную и светскую, глобальную и локальную, восточную и западную и т. д.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 854;