Восточнославянская цивилизация

Восточнославянская цивилизация, этносоциальную основу которой составляют русский, белорусский и украинский народы, обладают качественной спецификой, определяемой геополитическим расположением, веками складывавшимся укладом жизни, общей историей, общностью социально-психологического склада, близкими культурными ценностями. Среди этих ценностей – экосоциальные, ценности коллективизма, государства, социальной справедливости, нестяжательства, веры, свободы и равенства и др. Многие из них в современном мире воспринимаются как анахронизм и свидетельство непрактичности, что не соответствует действительности. Эти ценности значимы для всего мирового сообщества, и, став связывающим звеном между Западом и Востоком, могут стать основой стабильности глобализирующегося мира. Но для этого сами восточнославянские народы должны осознать ценность восточнославянской цивилизации. Это один из главных факторов их консолидации.

Республика Беларусь – составная часть восточнославянской цивилизации, своеобразие которой обусловлено ее историческим наследием, национально-культурными традициями, геополитическим положением. Современная Беларусь в своем историческом самоопределении ориентирована на построение социально стабильного и вместе с тем динамично развивающегося общества, органично сочетающего в себе традиционные, прошедшие испытание временем ориентации на связи с братскими восточнославянскими народами, и современные векторы социальной эволюции, позволяющие включиться в общеевропейский экономический, политический и культурный контекст в качестве равноправного партнера.

Приоритетными ценностями в этом процессе являются государственно-правовая стабильность, культурно-национальная идентичность, эффективная, социально ориентированная экономическая политика, свободный выбор пути развития, равноправное сотрудничество и взаимовыгодное партнерство.

Вопросы и упражнения

1. Чем отличается социальная форма движения от процессов, происходящих в живой и неживой природе?

2. Только ли материальные явления в обществе относятся к общественному бытию? Совпадает ли материальное и объективное в обществе?

3. Какие отношения, на Ваш взгляд, связывают понятия "общественное сознание" и "общественное бытие"? Противоположны ли они друг другу, взаимозависимы, рядоположены, или между ними существуют иные отношения?

4. Всякая ли движущая сила исторического процесса является его субъектом? Определите понятия: народ, лидер, элита, масса, толпа.

5. Что первично в развитии общества: уровень материального производства или уровень духовной культуры? Какова зависимость между ними?

6. В.И. Ленин считал, что главное в марксизме – учение о классовой борьбе. Почему? Какую роль играет борьба классов в современных условиях? Что важнее – классовый мир или классовая борьба?

7. Н. Бердяев писал: "Никогда в стихии революции... не могут торжествовать люди умеренных, гуманных, либеральных принципов. Принципы демократии годны для мирной жизни, да и то не всегда и не для революционной эпохи. В революционную эпоху побеждают люди крайних принципов, люди, склонные и способные к диктатуре". Выскажите Ваше отношение к этой позиции.

8. Критикуя теорию национального эгоизма, русский философ Вл. Соловьев пишет: "Лучше отказаться от патриотизма, чем от совести". Какое соотношение нравственности и политики отстаивает философ?

Тема 1.10. Философия культуры

Вопросы:

30. Понятие культуры. Основные парадигмы ее философского анализа.

31. Культура: основные свойства, структура и функции. Традиции и новации в динамике культуры.

32. Культура, духовная жизнь общества и ценностные формы сознания. Мораль, искусство, религия как формы духовности и регуляции поведения человека.

Вопрос 30. Понятие культуры. Основные парадигмы ее философского анализа

В самом общем смысле под культурой понимают достижения науки и искусства, а также усвоенный в процессе воспитания способ поведения. Слово «культура» (лат. cultura — возделывание, уход) первоначально относилось к обработке земли. Постепенно представления о культивировании, обработке чего-либо переносились с естественно-природных процессов на развитие общества и человека, его знаний, способностей, умений. Впервые его применил для характеристики человеческого мышления римский оратор Цицерон:«Культура ума есть философия». Содержание понятия «культура» вбирало в себя все «искусственное», созданное трудом человека, и в этом смысле отличное от «естественного», природного. Понятие культура стало противопоставляться понятию «натура» (natura — природа). Человек, преобразуя природу, создает культуру, при этом он формирует исамого себя.

Начиная с Нового времени слово «культура» указывает на необходимость воспитания личности, формирования определенных навыков поведения в обществе, под ним также подразумевали совокупность условий жизни, соответствующую потребностям просвещенного человека. В этот же период понятие «культура» начинает выражать смысл исторического процесса, его прогрессивную направленность, совершенствование нравов, воцарение законности и порядка в обществе, а также духовное развитие человечества в целом, совокупность его интеллектуальных, художественных и научно-технических достижений.

В современную эпоху культура является объектом изучения многих наук, ее изучают история, археология, этнография, психология, этнология, социальная антропология, религиоведение, социология, искусствоведение, лингвистика, семиотика, сравнительное языкознание и др., причем каждая из них исследует лишь одну из составляющих культуры (например, политология изучает политическую культуру). Появляется специальная наука о культуре — культурология, которая ставит задачу изучения культуры как системы. Философия культуры изучает ее как составная часть философского осмысления бытия, мира и человека в мире.

Сегодня исследователи насчитывают около 600 различных дефиниций культуры. Сложность ее рационально-теоретической интерпретации объясняется многозначностью данного термина, невозможностью вывести «замкнутое» определение культуры, которое претендовало бы на исчерпывающую полноту и ясность. Учитывая многозначность понятия культуры, сложность самого феномена культуры и разнообразие ее функций, современные философы выделяют несколько ее важнейших смысловых проекций. Культура определяется как:

· искусственная среда, созданная человеком;

· научаемое поведение (т. е. приобретенное в процессе социализации, а не генетически наследуемое);

·специфически человеческая деятельность;

·ценностная деятельность, способ развития человека и человечества;

·историческая память человечества, средство сохранения и передачи его опыта и традиций;

·новаторство, творчество, свободная деятельность;

· знаковая, символическая деятельность.

Многомерность феномена культуры объясняет ее открытость для различных исследовательских традиций. В каждой из них предпринимается попытка раскрыть сущностные особенности культуры, выявить ее основные характеристики, устойчивые связи и отношения с разнообразными аспектами человеческой жизни. В качестве основных философско-методологических подходов к исследованию культуры можно выделить следующие: аксиологический, системно-деятельностный, структурно-семиотический, психоаналитический, экзистенциально-герменевтический, игровой.

Аксиологический подход, начиная с 60-х гг. XX века, связывал представления о культуре с процессом духовного творчества, воспитанием личности (в российской философии это А.А. Зворыкин, Г.П. Францев, А.И. Арнольдов, Н.С. Злобин, В.М. Межуев и др.). В основу ее понимания была положена исторически активная творческая деятельность человека, а также развитие его самого в качестве субъекта этой деятельности. В рамках данного подхода культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (Г.П. Францев). Ценности полагаются важнейшим системообразующим фактором культуры, определяющим ее строение, целостность, базовые функции и свойства. В данном контексте содержание культуры представляет собой область значимых для человека фрагментов действительности, вступивших в особые отношения с человеческими интересами, потребностями и предпочтениями.

Системно-деятельностная концепция (70-е гг. XX века) определяет культуру как специфический способ человеческой деятельности (М.С. Каган, Ю.А. Жданов, В.Е. Давидович, Э.С. Маркарян), как систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях (В.С. Степин). Данный подход позволяет рассматривать культуру в предельно широком смысле – как всеобщий (атрибутивный) признак любого общества безотносительно к уровню его развития. Ключевым понятием системно-деятельностной концепции является понятие «способа деятельности», которое предполагает ответы на вопрос «каким образом» и благодаря «какой системе средств» она осуществляется. При этом подразумевается все многообразие человеческих умений и знаний, а также объективированных, опредмеченных результатов деятельности людей. Системно-деятельностная концепция культуры акцентирует внимание на технологическом аспекте общественной жизни, раскрывает значение технологии в процессе целенаправленного изменения человеком условий существования.

Структурно-семиотический подход формируется в русле структуралистской методологии исследования разнообразных феноменов культуры – языка, литературы, мифов, религии, науки, власти, сексуальности и т. д. (Ф. де Соссюр, Н.С. Трубецкой, Р. Барт, К. Леви-Стросс, У. Эко, М.П. Фуко, Ж. Деррида и др.). В российской философии наиболее известным вариантом семиотического подхода к исследованию культуры является концепция «семиосферы» Ю.М. Лотмана, а также знаково-символическая концепция культуры, разрабатываемая Б. Успенским и Вяч. Вс. Ивановым.

С точки зрения семиотического подхода культура – это универсальная знаковая система, основная функция которой заключается в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества. Специфика культуры раскрывается посредством таких понятий, как «информация», «коммуникация», «знание», «смысл», «значение», «текст», «знак», «символ», «структура», «код» и др. В контексте данного подхода все феномены культуры рассматриваются как факты коммуникации, а она сама является знаковым универсумом, позволяющим снизить энтропию огромных потоков информации. В качестве основания и системообразующего механизма культуры семиотический подход рассматривает язык (как естественный, так и искусственный).

Психоаналитическая концепция культуры складывается на основе философской интерпретации идей З. Фрейда, который понимал культуру как сферу символизации энергии либидо, механизм социального контроля и сублимации бессознательных психических процессов. В работах К. Юнга, Э. Фромма, Г. Маркузе, Т. Адорно, К. Хорни, Х. Салливана и др. культура предстает как внутренне противоречивый феномен, сфера символической объективации внутреннего извечного конфликта Эроса и Танатоса, инстинктов жизни и смерти. С одной стороны, акцентируется роль культуры как отчужденной от человека системы принудительной индивидуации, целью которой является защита общества от природно-биологического начала в человеке посредством установления нормативных запретов (табу) и символических проекций (идеалов), снимающих страх и чувство вины, возникающих в его сознании под влиянием этих запретов. С другой стороны, отмечается продуктивная сторона культуры, которая является программой, трансформирующей инстинктивные влечения и агрессивность индивида в разнообразные формы социокультурного бытия. Культура предоставляет человеку возможности преодоления изначальной антиномии его духовной свободы и биологической не-свободы на пути творчества и культурной самоидентификации, сдерживая проявления агрессии и разрушительного насилия. Специфичность культуры при этом выводится не только из природы человека, структуры его экзистенциальных потребностей, но и из особенностей социально-исторической ситуации.

Экзистенциально-герменевтическое понимание культуры (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Х.-Г. Гадамер, Ж.-П. Сартр, П. Рикёр и др.) сосредоточено вокруг проблемы бытия, и обретает смысл в контексте поиска истоков жизни и свободы человека, раскрытия специфики его «экзистенции». Рассматривая культуру как уникальный способ человеческого существования, представители философии экзистенциализма признают в качестве ее важнейших характеристик: историчность, целостность, неповторимость, духовность, укорененность в языке, межличностном общении, экзистенциальной коммуникации, неразрывную связь с человеческой свободой и творчеством.

Культура предстает особым, духовным измерением бытия, которое порождается стремлением человека к безграничной коммуникации, свободному осуществлению его личности на основе экзистенции. Культура возникает по мере наполнения природного существования человека духовным. Основное предназначение и смысл культуры заключается в пробуждении человеческого духа, в указании на возможность и необходимость выхода за пределы предметного мира, круга обыденных забот и естественных привязанностей. Духовное содержание культуры возникает и существует только в диалоге между личностями, поэтому культура изначально диалогична. Сущность культуры представители данного подхода усматривают в экзистенциальной коммуникации, благодаря которой культура выступает условием и возможностью подлинного существования человека.

Игровая концепция культуры (Й. Хейзинга, Х.-Г. Гадамер, Г. Маркузе, Р. Барт и др.) понимает под культурой направленность общества и индивида на утверждение и реализацию социально значимых идеалов (Й. Хейзинга). Основанием и механизмом развития культуры выступает игра, в которой обнаруживаются корни всех форм и феноменов культуры, таких как язык, миф, религия, мораль, право, культ, порядок, общение, предпринимательство, ремесло, искусство, поэзия, философия, наука. Игра по отношению к культуре есть не просто ее представление и символическое воплощение, но мистическое претворение, благодаря которому в культуре каждый раз заново восстанавливаются утраченные гармония, благоденствие, порядок и безопасность. Благодаря своему игровому началу культура становится формой гуманизации и социализации природы, она конструирует особый, эстетизированный универсум человеческой жизни. При этом в качестве важнейших характеристик культуры отмечаются:

1) равновесие материальных и духовных ценностей, а также гармония между различными духовными ценностями: интеллектуальными, моральными, эстетическими;

2) направленность культуры на благо, на реализацию позитивных религиозных, моральных, социальных ценностей;

3) особый, человеческий образ жизни, регулируемый нравственными ценностями, идеями долга и служения, что предполагает вытеснение грубых эгоистических стремлений и обуздание животных инстинктов.

В современной философии перечисленные выше подходы рассматриваются как взаимно дополняющие и обогащающие друг друга, в результате чего возникают синтетические концепции культуры.

Вопрос 31. Культура: основные свойства, структура и функции.

Традиции и новации в динамике культуры

Под культурой обычно понимают:

• специфический способ организации деятельности, а также совокупность продуктов материального и духовного труда человека, результатов его социальной практики;

• определенные качества и способности личности, которые положительно оцениваются обществом и самим индивидом – качества ума, характера, воображения, памяти, полученные в процессе воспитания и образования; совокупность знаний, навыков и умений, обеспечивающих организацию деятельности, а также общественные установления, нормы, ценности и идеалы, регулирующие весь спектр социальных отношений.

Основные свойства культуры:

Первое свойство культуры заключается в ее двойственном отношении к природе: 1) культура противостоит природе («контр-натура»); 2) она выходит из природы и не может существовать без нее; 3) культура создается из материалов природы; 4) объективно культура разрушает природу.

Второе свойство состоит в динамичности культуры, т.е. культура – это не готовый продукт и результат, не совокупность достижений, а процесс формирования ценностей и технологий в ходе исторического развития.

Третье свойство: Культура поливарианта: включает все многообразие человеческой жизнедеятельности, ее структура включает и материальную, и духовную культуру.

Четвертое свойство подчеркивает наличие и роль в культуре человеческого фактора: культура не существует вне и отдельно от человека. Их единство проявляется в том, что Человек — это субъект и объект культуры. Культура является результатом деятельности людей, и одновременно она формирует человека, социализирует его. Поэтому культура является мерой человеческого в человеке, а человек является мерой всех вещей.

В качестве субъекта культуры можно рассматривать:

все человеческое общество в целом (планетарная культура);

цивилизации (например, западная и восточная цивилизации);

отдельные общества (немецкая или белорусская культуры);

различные социальные группыс соответствующим типом культуры (субкультуры): этническая, возрастная, гендерная, профессиональнаяи т. д.;

отдельную личность.








Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 2692;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.