Лекция 2. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
По классификации ЮНЕСКО, в современном мире существует шесть основных цивилизаций: европейская и северо-американская, дальневосточная, арабо-мусульманская, индийская, тропическо-африканская, латиноамериканская.
Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1736 г.):
«Религия, бесспорно, наилучшая и наиполезнейшая узда человечества; это главная пружина цивилизации; она наставляет нас и беспрестанно напоминает о братстве, смягчает наше сердце и так далее. <…> Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдались правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, – все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели».
Термин «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский, государственный, политический), возникший в XVIII в. по смыслу совпадает с термином «культура» и является его синонимом. Но научная литература выделяет три основные позиции в отношении культуры и цивилизации: отождествления, противопоставления и взаимообусловленности. О. Шпенглер рассматривал переход от культуры к цивилизации как упадок творчества, как фаза заката культурно-исторического типа, цивилизация – это поздний этап развития единой культуры, «логическая стадия, завершение и исход культуры».
Позиция противопоставления принадлежит не только О. Шпенглеру, но и Н. Бердяеву, для которого цивилизация – «смерть духа культуры». Бердяев подчеркивает особенные черты и культуры, и цивилизации: культура – это духовное, индивидуальное, качественное, эстетическое, выразительное, аристократическое, стабильно устойчивое, иногда консервативное начало; цивилизация – это материальное, социально-коллективное, количественное, тиражированное, общедоступное, демократическое, динамично-прогрессивное, «цивилизация всегда имеет вид parvenue (фр. – выскочка), ее происхождение мирское, она родилась в борьбе с природой, вне храмов и культа».
Позицию отождествления культуры и цивилизации поддерживал З. Фрейд, полагая, что и то, и другое отличает человека от животного.
Отождествление культуры и цивилизации встречается и у Э. Тайлора: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
Постепенно складывается несколько подходов к объяснению культуры и цивилизации и их соотношения: исторический, этнический, технико-экономический, религиозный, географический и др. Культура при этом рассматривается в различных соотношениях с цивилизацией: как общее и часть, как часть и общее, как равные по объему понятия. Но признаки цивилизации и цивилизованности общества применяются в каждом варианте к объяснению культуры.
Взаимодействие культуры и цивилизации – основа глубокого осмысления личностью и обществом своих взаимных обязанностей и ответственности. Цивилизация как более высокий этап в развитии культуры воздействует на новое понимание личностью смысла и содержания жизни, ее идеалов, норм и принципов. Цивилизованный человек сегодня – это духовно и профессионально развитый человек, образованный и воспитанный, стремящийся к творческому поиску, умело использующий в практической деятельности опыт прошлого и настоящего. В воздействии цивилизации на личность, на ее связи с обществом, состоит главное культурологическое направление цивилизационного процесса.
Сопоставление «механической цивилизации» и грядущей Культуры духа – тема очерков Н.К. Рериха.
Николай Константинович Рерих (1874 – 1947 гг.) проблему культуры и цивилизации решал с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо Культура есть явление духа, действующее согласно закономерностям его энергетики. «Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации, – писал Н.К. Рерих. – К удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению… латинский корень «Культ» имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни».
Культура, по Рериху, есть почитание Света, благоухание, сочетание жизни и Красоты; синтез возвышенных и утонченных достижений; оружие Света, спасение. Если собрать все определения Культуры, то получится синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты. Культура в отличии от цивилизации, является самоорганизующейся системой духа, действующей в согласии с уровнем и качеством энергетики этого духа.
«Культура покоится на Красоте и Знании. Растет она осознанием благословения Иерархии Света. Значит, к познаванию механистическому нужно добывать огонь сердца. В этом будет уже первое отличие Культуры от цивилизации». Рерих называет культуру «Садом Прекрасным» и на первое место выдвигает Красоту как энергетический закон гармонии духа. «Осознание красоты спасет мир», – перефразировал он Достоевского. Красоту можно познать только через культуру, энергетическое поле которой и есть источник красоты. «Где зародилась Культура, там ее нельзя уже умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура как истинная духовная ценность бессмертна».
Цивилизации приходили и уходили, возникали и разрушались, в то время как вечный дух Культуры, носителем которой являлось человечество в целом, оставался, проходя свои циклы развития через многие поколения.
Заканчивая эту тему, обратимся к мнению признанного немецкого культурфилософа Г.Зиммеля:
«И ни один конфликт не существовал напрасно, если время не разрешит его, а заменит его по форме и содержанию другим. Правда все указанные нами проблематические явления слишком противоречат нашему настоящему, чтобы оставаться неподвижными в нем, и свидетельствуют с несомненностью о нарастании более фундаментального процесса … Ибо едва ли мост между предыдущим и последующим культурных форм был столь основательно разрушен, как теперь… Так выполняется настоящее предназначение жизни, которое есть борьба… Абсолютный же мир, который быть может, также возвышается над этим противоречием, остается вечной мировой тайной».
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1149;