XX ВЕКА НА ЗАПАДЕ
Основные культурологические школы связаны с «родовой принадлежностью» ученого и зависят непосредственно от научного направления, в рамках которого исследуется культура. В связи с тем, что культурологическое знание имеет интегративный характер, культурологические школы будут представлены в обобщенном плане, отражающие исследовательский интерес того или иного ученого.
Термин «культурология» был введен немецким физико-химиком, натурфилософом и науковедом, лауреатом Нобелевской премии (1909) Вильгельмом Фридрихом Оствальдом. Однако статус «гражданственности» он приобрел в научной литературе благодаря работам Лесли Уайта.
Система антропологических наук, в рамках которой сформировался целый блок культурологического знания, представлена одним из основателей культурологии, американским ученым-культурантропологом Лесли Алвином Уайтом (1900 – 1975 гг.), для которого культура, как система, находится над индивидом: «Культура должна объясняться в присущих ей терминах, и, хотя, это может показаться парадоксальным, непосредственным объектом изучения человечества оказывается вовсе не человек, а культура». В своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) и др. Лесли Уайт акцентировал внимание на культурологии, как качественно более высокой ступени постижения человека, чем другие общественные науки: «Культурология – это часть антропологии, которая рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как обособленный класс феноменов, организованных согласно своим собственным принципам и действующих согласно собственным законам. Культурный процесс признается самостоятельным и самодетерминированным. Различия в культуре объясняются посредством культурологических, а не только биологических или психологических понятий. Разумеется, культурология подразумевает развитие научного адекватного понятия культуры».
Культура, по Л.Уайту, некая целостная и самонастраивающая система материальных и духовных элементов. Общий закон развития культуры, он формулирует почти как математический закон: «Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или и то, и другое вместе». Исследователи отмечают, что взгляды Уайта на культуру настолько обширны и устремлены в будущее науки, что относить его к какой-либо школе не целесообразно.
Существует примерная градация культурологических школ, но наиболее распространенными являются следующие: а) общественно-историческая, б) натуралистическая, в) социологическая, г) структурно-символическая.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 864;