История социологической мысли на Западе: основные школы и их представители
План:
1. О.Конт как основатель социологии. Эволюционно-организмическая теория Г.Спенсера.
2. Классическая социология конца XIX - начала ХХ века: «понимающая социология» М.Вебера и теория «социальных факторов» Э.Дюркгейма.
3. Особенности марксистского подхода к пониманию общественных процессов. Учение об общественно-экономических формациях.
4. Современные социологические теории на Западе: функционализм; теория конфликта; символический интеракционализм; концепция социального обмена.
1 вопрос.а) Позитивная социология Огюста Конта.
ОГЮСТ КОНТ [AUGUSTE СОМТЕ] (1798-1857)
Конт родился во Франции в 1798 г. Социальные и политические потрясения, вызванные Французской революцией, глубоко на него повлияли. В своих основных работах Конт выступил против метафизических взглядов эпохи Просвещения, господствовавших во Франции до революции. Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. Он надеялся, что такой подход, часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.
Огюста Конта, часто называют отцом социологии: он первым решил использовать научный метод для изучения общества. Он полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход Конт назвал сначала социальной физикой, а затем социологией, что значит "наука об обществе".
Именно он впервые в истории социологии выступил с прямой критикой абстрактных философских теорий и противопоставил им свой метод изучения общества. НАУЧНЫЙ метод для Конта - это позитивный метод, т.е. основанный на конкретных данных, фактах об обществе, полученных с помощью НАБЛЮДЕНИЯ, ЭКСПЕРИМЕНТА, МЕТОДА СРАВНЕНИЯ, ИСТОРИЧЕСКОГО МЕТОДА. Использование последних позволит социологии стать конкретной, доказательной и объективной. Недаром, первоначально Конт называл социологию «социальной физикой». Позднее в работе «Курс позитивной философии» (1939) он вводит термин «Социология».
Конт дает подробную характеристику каждому методу. Он полагал, что наблюдение, эксперимент должны обязательно опираться на научную теорию, которая сможет интерпретировать полученные конкретные данные о действительности.
Особое значение Конт придавал сравнительному методу. Он может быть использован при исследовании как биологических так и социальных явлений.
Он выделял три вида сравнений:
1. сравнение процессов, происходящих в обществе.
2. сравнение различных обществ, не влияющих друг на друга. Так, исследование более отсталых народов позволит сделать выводы о прошлом более развитых обществ, например, европейцев.
3. сравнение различных состояний одного и того же общества (социальных групп, классов).
Недостаток сравнительного метода – нет информации о последовательности событий. Исторический метод преодолевает этот недостаток.
Он исследует этапы развития общества, выявляет общие законы. Именно использование исторического метода делает социологию «позитивной наукой».
Важное значение для последующего развития социологии имела классификация наук, предложенная Контом. Ученый классифицировал науки по нескольким основаниям:
¾ историческому (по времени возникновения и последовательности возникновения);
¾ логическому (от абстрактного к конкретному);
¾ по характеру связи с практикой.
Математика возникла раньше всех наук, потому что меньше всех зависит от достижений в других науках, наиболее абстрактна, отдалена от практики.
Социология - возникла позже других, так как опирается на достижения предшествующих наук, она конкретна, ибо использует научные методы и непосредственно связана с практикой.
Таким образом, каждая предшествующая наука становится основанием, предпосылкой для последующей. Непосредственной предшественницей социологии, как мы видим, является биология.
И социология, и биология изучают ЦЕЛОСТНЫЕ СИСТЕМЫ. В первом случае - это человеческое сообщество, во втором, сообщество животных.
Именно идею системы, но «СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ» положил Конт в основу построения социологии как самостоятельной науки. Это означает, что общество - это своего рода организм, элементы которого выполняют специфические функции. Однако в отличие от биологических организмов, общество постоянно подвержено изменениям и менее стабильно.
Социальная система должна исследоваться через изучение СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИКИ и СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ.
Социальная статика - это сами элементы и структуры социальной системы, которые обеспечивают социальный порядок (статика - неизменное).
Социальная динамика - это социальные изменения в социальной системе, законы эволюции человечества. Элементы, обеспечивающие стабильность в обществе - это семья. Распад семьи - это гибель для общества. Ее функции: воспитание индивида, сохранение культурного наследия, согласование интересов поколений.
Вторым элементом, стабилизирующим общество является разделение труда. Оно определяет классовую структуру общества:
¾ представители научной деятельности;
¾ представители производства, банковского дела, торговцы;
¾ земледельцы;
¾ рабочие.
Большую роль как интегрирующего элемента отводил Конт религии. Но не в том понимании, как это было характерно для средневековья. Конт говорит о «позитивной религии». Это не вера в сверхъестественное, а новая идеология, которая объединит человечество как целое. Предметом поклонения, по его мнению, станет само человечество. В будущем, на основе распространения новой религии возможна будет всемирная федерация, при которой возобладают интересы общественного. И если пролетариат откажется от своих социалистических устремлений, то он сможет сыграть не последнюю роль в этом процессе.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1167;