Методологические стратегии социологического познания.

© Позитивистская.

ª Постулаты позитивизма:

· Общество – объективная структура отношений между людьми – объективная реальность.

Отношения между людьми относительно устойчивы, существуют устойчивые модели взаимодействия, инвариантные формы и механизмы взаимодействия – всегда имеется некоторый социальный порядок. Для позитивистской социологии существенна сама идея структуры: наличие устойчивой и повторяющейся (регенерирующейся) связи между элементами. Общество – это система отношений между субъектами социального действия – группами. Группа – основная форма социального взаимодействия. Социальное поведение людей обусловлено их включённостью в групповое взаимодействие. Социальное взаимодействие – это взаимодействие между представителями различных групп. Группа - реально существующий факт социальной жизни и элемент общества. Человек «живёт» в группе и смотрит на мир «глазами» группы. Реальность группы – надиндивидуальная реальность, не сводимая к биологическим и психологическим свойствам индивидов. Э. Дюркгейм писал: «Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы её члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, то мы не поймём ничего из того, что происходит в группе». Общество Дюркгейм считал реальностью в себе самой, которая не может быть объяснена действиями отдельных индивидов. Напротив, поступки индивидов следует объяснять влиянием общества. Общество существует вне или, если сформулировать точнее, над каждым отдельным человеком. Поэтому оно является не только основой поступков отдельных людей, но и канвой поступков и действий, проявляющихся в жизни коллектива. Такой принцип объяснения поведения получил название социальный детерминизм. Даже такой сугубо индивидуальный поступок, как добровольное расставание с жизнью, предопределен обществом, пояснял он в своем исследовании самоубийств. Социальное поведение человека, выбор им конкретной линии поведения и действий детерминировано (обусловлено, предопределено) социальным положением человека, его принадлежностью к конкретной группе, его социальным статусом.

Группа - совокупность людей, объединённых каким-либо признаком социальной дифференциации (рядом признаков), т.е. имеющих одинаковое социальное положение, обладающих одним социальным статусом. П.А. Сорокин писал: «Биография любого человека по сути есть в основном описание групп, с которыми связан человек, а также его место в рамках каждой из них». Группа характеризуется: 1)наличием системы социально-функциональных позиций, связей и ролей; 2)общностью поведенческих норм; 3)общностью мировоззрения.

Статус – позиция индивида в группе или обществе, совокупность декларируемых личностью социально признанных позиций («статусный набор» - Р.Мертон), место в социальной структуре, социальное положение человека; структурно-аналитический элемент общества.

Статус – это система «норм-прав» (П. Сорокин) – принципов поведения, устанавливающих права и обязанности каждого члена группы. Они распределяют функции и роли членов группы. Их понимание возникает интуитивно, а затем формализуется.

· Общество – функциональная система.

Социальные явления представляют собой устойчивые комплексы поведенческих действий, поведенческие паттерны. Повторяющийся алгоритм устойчивых взаимосвязей является социальным фактом.

Организованная, упорядоченная совокупность социальных фактов – социальная система. «Социальная система – понятийный конструкт, а не нечто конкретное. Единицами социальных систем являются социальные действия индивидов, а не индивиды как таковые» (Т.Абель. Социология. Основы теории. М. 2003, с.129.)

Социологический анализ социальной системы означает: 1)выделение и описание устройства частей системы, структурных элементов – какие действия совершаются, из каких элементарных действий состоит система действий, кто совершает действие; 2)описание функций элементов и механизмов функционирования – для чего, посредством чего совершаются действия и к чему это приводит, 3)дисфункций: условий, затрудняющих функционирование структурных элементов - что мешает совершению действия, достижению цели действия, почему цель не была достигнута.

Функциональное объяснение истолковывает социальное действие, общественный феномен или институт с точки зрения его предназначения для общества в целом. Функционалистская модель общества восходит к доктринам органицизма и натурализма. Основная идея функционализма – постулат функционального единства общества: любая часть социальной системы функциональна для всей системы, благодаря чему обеспечивается высокая степень интеграции всего общества. Выделяют две основные функции системы: самосохранение (выживание) и саморазвитие (изменение).

«Функции – это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы.

Дисфункции – это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы» (Р. Мертон. Явные и латентные функции. \\ Американская социологичкеская мысль. Тексты. М. 1994, с. 388).

· Социальная система – это система действий, регулируемая социальными механизмами.

Понимание социального действия различается в позитивистской и герменевтической традициях.

Несколько упрощая, можно сказать, что позитивисты понимают социальное действие как типовую реакцию человека или группы на типовую ситуацию; нестандартные реакции или ситуации рассматривается как дисфункциональные состояния системы. Социальные действия как типовые реакции можно рассматривать как наиболее эффективные, отобранные людьми в процессе исторической эволюции способы адаптации к среде обитания, к её физическим и культурным компонентам. Более сложное, системное определение социального действия даёт Т. Парсонс: «Действие – это некоторый процесс в системе «субъект действия – ситуация», имеющий мотивационное значение для действующего индивида или – в случае коллектива – для составляющих его индивидов… Фундаментальное свойство действия, определённого таким образом, заключается в том, что оно состоит не только из реакций на частные стимулы ситуации. Кроме этого действующее лицо развивает систему ожиданий, относящихся к различным объектам ситуации» (Т. Парсонс. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. // Американская социологическая мысль. М.1994, с. 449-450).

Понимание социального действия в герменевтической традиции будет дано далее. Сейчас можно указать, что для этой традиции характерно понимание социального действия как осмысленного, т.е. как действия, которое всегда наделяется определённым смыслом для субъекта социального действия. При этом возникают новые вопросы: что такое смысл, как он возникает, кто и почему является субъектом социального действия и др. на этих вопросах мы также остановимся далее.

Позитивистски ориентированных социологов главным образом интересуютмеханизмы, формирующие и поддерживающие структуру, устойчивый порядок отношений, повторяемость основных (системообразующих) событий, т.е. социологи стремятся ответить на вопрос: благодаря каким действиям формируется социальный порядок и каковы необходимые условия и основания совершения этих действий?

Социальный механизм – способ поддержания однотипных социальных действий, средство создания и поддержания отношений. Описание социальных механизмов логически начинается с классификации социальных действий. Наиболее общеизвестную и общепринятую классификацию социальных действий дал М. Вебер. Соответственно им дают типологию социальных механизмов.

Тип социального действия Варианты социальных механизмов
Аффективное Эмпатия, подражание, заражение
Традиционное Традиция, ритуал, личный пример
Целерациональное Институциональные: наука, право, церковь
Ценностнорациональное Символические: мораль, религия, искусство

· Эмпирический метод познания: наблюдение описание объяснение.

При данном социологическом методе много говорят о создании банков данных, об обработке этих данных статистическими методами. Описание представляет собой установление функциональных связей между переменными. Объяснение, по сути, представляет собой установление зависимости одной совокупности фактов – от другой; объяснение одних фактов – через другие.

 

 

© Герменевтическая.

ª Постулаты герменевтики:

· Общество – социальная конструкция – субъективная реальность.

Общество – это представления различных групп о том, как надо жить и что надо делать. Социальный мир – символическая конструкция «правильного поведения» с точки зрения различных групп, мир множества реальностей: разные индивиды сосредотачивают своё внимание на разных аспектах социальной ситуации и поэтому разным образом «прочитывают», объясняют одну и туже ситуацию. «Собственно говоря, никто не может утверждать, что он видит действительность такой, какова она есть на самом деле. Она всегда рассматривается как находящаяся в определенном отношении к тому, кто ее рассматривает» (П. Монсон. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию). Поэтому, если ставится задача понять людей и их поступки,надо исходить из их собственных определений ситуации, выяснить, как они сами воспринимают окружающую их действительность. Социология не должна "являться в чужой монастырь со своим уставом", считать, что ее собственные понятия "правильнее", "истиннее", чем те, которые она изучает. "Понимающая" наука никогда не сможет утверждать, что найдена объективная истина, поскольку эта истина, т.е. общество, многозначна по своей сути. Социальный мир –это мир значений и смыслов, придаваемых действиям, явлениям, ситуациям.

· Социальный мир – это мир феноменов - опредмеченных смыслов.

Реальное общество - это не абстрактные структуры взаимодействия, о которых простые люди даже не знают, а человеческие будни, то, как люди живут, работают, над чем смеются и т.д. Поэтому социологическое исследование должно приближаться к повседневной жизни. «Повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъ­ективную значимость в качестве цельного мира… Рядовые члены общества в их субъективно осмысленном поведении не только считают мир повседневной жизни само собой разумеющейся реальностью. Это мир, создающийся в их мыслях и действиях, который переживается ими в качестве реально­го». (П. Бергер, Т. Лукман. Социальное конструирование реальности. М. 1995, с. 38).

Эта базовая реальность, в которой формируется реальное социальное поведение в феноменологической социологии называется «жизненный мир». «Среди множества реальностей существует од­на, представляющая собой реальность par exel-lence. Это - реальность повседневной жизни. Ее привилегированное положение дает ей право на­зываться высшей реальностью». (П. Бергер, Т. Лукман. Социальное конструирование реальности. М. 1995, с. 40).

Жизненный мир – это мир нашего повседневного опыта и практического смысла, это то, что мы с очевидностью делаем и с очевидностью знаем, это - наши естественные чувства, представления, желания, действия. Жизненный мир – это мир чувственного опыта, мотивированного практически-ситуационными интересами. «Реальность повседневной жизни в качестве ре­альности имеет само собой разумеющийся харак­тер. Она не требует никакой дополнительной проверки сверх того, что она просто существует. Она существует как самоочевидная и непреодо­лимая фактичность». (П. Бергер, Т. Лукман. Социальное конструирование реальности. М. 1995, с. 44).

Жизненный мир – это мир феноменов, которые мы создаём сами и в существование которых мы верим, это то, что имеет для нас очевидную достоверность; феномены - это элементы жизненного мира. Феномены– акты человеческого восприятия и отношения к предметам объективного мира (вещам, людям, событиям), представления о мире, возникающие в процессе интерпретирующей деятельности, это – «объяснения» объективных явлений. Феномены реальны, но не потому, что они существуют вне и независимо от нас, а потому, что мы организуем свою деятельность таким образом, что постоянно подтверждаем их реальное существование. «Если люди определяют какую-то ситуацию как реальную, она действительно становится реальной по своим последствиям» (У.А.Томас) – теорема Томаса. Феномены – то, что для нас существует, то, что для нас значимо и имеет смысл. Социальный мир – мир феноменов – то, что мы считаем важным и правильным, то, что мы считаем действительно существенным, а значит и существующим.

· Интерсубъективный характер социальности.

Социальность - не абстрактное понятие, находящееся над людьми или вне людей. Она существует в людях и между людьми. Социальность - это разделенная субъективность, это интерсубъективные феномены. Интерсубъективные феномены – это то, что является общим в моём жизненном мире и жизненном мире другого. Интерсубъективный мир предстает перед человеком как реальность повседневной жизни. Это мир, существовавший до его рождения и данный ему в опыте и интерпретациях других. А. Щюц полагает, что они существуют (возникают) в силу двух обстоятельств: 1)общности (одинаковости) интерпретации явлений реальности, 2) взаимозаменяемости точек зрения Я и Другого.

У каждого свой жизненный мир, но всем нам необходимо пространство совместности, общее социальное пространство. Поэтому мы создаём общество как структуру отношений, формируем социальный порядок через формализацию (институционализацию) феноменов.

Социальный мир – мир институционализированных феноменов. Взаимонимание достигается (появляется) в процессе приписывания значений действиям и определения смысла ситуации. Происходит это в знаково-символической форме и в социологии называется номинацией (называнием). Эта процедура номинации закрепляет, типизирует значения и смыслы и порождает институт – устойчивый порядок отношений, поведения, действий, в том числе и вербальных. Феномены как представления становятся реальностью, когда они начинают подкрепляться нормами и социальными ресурсами, т.е. институтами. Институционализированный мир воспринимается в опыте как объективная реальность. Он имеет историю и предшествует рождению индивида, однако интерсубъективное предшествует объективному.

В отличие от структурно-функционального анализа, социальная феноменология не постулируют никакой а-историчной “социальной системы”, “структуры” или “человеческой природы”. Полагать, что социальные структуры определяют человеческое поведение, считают они, – значит ставить телегу впереди лошади. Социальная система выступает продуктом общей схемы интерпретации, позволяющей индивидам осмысленно воспринимать окружающий социальный мир. Социальные феноменологи солидарны с М. Вебером в том, что различные элементы социальной структуры такие, как семья, суды, полиция и т.д. — “реальны” лишь постольку, поскольку сами члены общества организуют свое поведение таким образом, что постоянно подтверждают их существование. Социальная феноменология, т.о., придает первостепенное значение тому, как люди в повседневных рутинных взаимодействиях осмысливают, создают и воспроизводят то, что традиционная социология именует социальными структурами.

· Конструируемый характер социальных «фактов».

Социальные «факты» - это сконструированные, теоретические «объяснения» происходящего – результат интерпретации социальных действий. В социальных науках все элементарные объекты в принципе могут быть оспорены в любой данный момент времени. В социальных науках сущности, схватываемые основ­ными понятиями, не являются наблюдаемыми; эти понятия с необходимо­стью теоретичны. Однако они теоретичны еще и в другом, более важном, смысле: схватываемые ими сущности - это сущности второго порядка: они тесно связаны с обыденными, "народными", основанными на здра­вом смысле представлениями и объяснениями. Зиммель и Шюц показали, что теоретические конструкты социальных наук - это конструкты вто­рого порядка, основанные на конструктах, задействованных в повседневной жизни. Все коллективные и институционализированные образования, такие, как "класс", "государство" или "рынок", в конечном счете должны сводиться к объяснимым действиям индивидов.

«Основополагающий методологический постулат социальной феноменологии, таким образом, можно сформулировать так: чтобы постичь реальность социальной жизни, теоретические конструкты социального ученого должны сохранять преемственность с первичными повседневными рационализациями, т.е. генетическую связь со здравым смыслом людей в естественной установке» (Н. М. Смирнова. От социальной метафизике к феноменологии естественной установки (феноменологические мотивы в современном социальном познании). М.1997).

Интерес к "социальным фактам" сдвигается, в связи с этим, от "объективно объясняемого" к "субъективно понимаемому". Если общество в принципе представляется как нечто субъективное, зависящее от человеческих идей и поступков, то понятия должны конструироваться с таким расчетом, чтобы исследователь смог понять людей, которых он изучает. Это понимание изначально строится на нашей человеческой способности к эмпатии, к сопереживанию, на нашей способности увидеть другого человека "изнутри", но не ограничивается этим.

· Интерпретативный характер социального познания.

Человеческие особи - это мыслящие животные; существова­ние взаимоотношений между ними предполагает, что они обладают какой-то концепцией этих отношений. Существование социальных фактов зависит от интерпретации человеческих действий, от представлений людей о том, как они действуют и что вообще делают. «Когда люди поступают тем или иным образом, в их "потоке поведения" присутствует символический смысл. Это направление, основанное М. Вебером, считает, что общество является в своей основе культурным единством и главное - это осмысленные действия и поступки людей. Своими действиями люди непрерывно создают и изменяют картину общества, поэтому общество - сумма действий людей, мотивы которых социология должна понять» (П. Монсон). Поведение людей дважды детерминировано: внешними обстоятельствами и смыслом действий. Для Вебера социология была наукой о "социальных действиях", т.е. о действиях, совершаемых людьми по отношению друг к другу. Согласно Веберу, проблема заключалась не только в отыскании объективных законов, по которым функционирует общество, но и в попытке понять роли людей, действующих в соответствии с их собственными культурными понятиями. Вебер утверждал, что социальные закономерности должны быть "понятны". Они должны обладать "смысловой адекватностью" наряду с "причинной адекватностью" (в смысле достаточной эмпирической обоснованности). Вебер, таким образом, рассматривал эмпирические регулярности как то, что подлежит объяснению, а не как объяснение само но себе. Адекват­ное социологическое объяснение всегда должно обладать свойством исто­рической конкретности и включать в себя ссылки на цели и ориентацию действия реальных, либо "типических" индивидов.Эта позиция получила название понимающая, суть которой – понимание мотивов действий людей. Понимание направлено не на выявление каузальных зависимостей и общих законов происходящего, а на осмысление индивидом собственной жизни и смысла жизни другого.

А. Шюц подчеркивал, что обобщенные утверждения должны соотноситься с конкретным мировосприятием людей. Цель социологического исследования состоит, по его мнению, в том, чтобы понять смысл происходящего "изнутри", с точки зрения участ­ника. Такая позиция получила название интерпретативная, суть которой – описание особенностей восприятия социальной реальности различными субъектами социального действия. «Следовательно, если общественные науки действительно направлены на объяснение социальной реальности, то научные конструкции …также должны включать в себя ссылку на субъективное значение действия, т.е. на значение, которое действие имеет для действующего. Я думаю это и есть то, что Макс Вебер подразумевал под своим знаменитым постулатом о субъективной интерпретации…Постулат о субъективной интерпретации должен быть понят в том смысле, что все научные объяснения социального мира могут и в определённой степени должны ссылаться на субъективное значение действий людей, из которых берёт начало субъективная реальность.» (Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. С.493.).

Ошибочность или ограниченность интерпретаций для объяснения поведения проистекает из того, что нередко важные особенности ситуации, в которой совершаются поступки и особенности внутреннего состояния действующего не попадают в поле внимания исследователя и остаются неэксплицированными. Это означает, что нет и не может быть однажды признанной, единой и окончательной трактовки социальной жизни.И не только потому, что последняя необозрима и переменчива. Главное заключается в том, что познание социальной жизни "всегда познание с совершенно специфических, особых точек зрения",в зависимости от ценностных предпочтений ее обладателя. (Вебер М. "Объективность" социально-научного и социально-политического познания. // Вебер М. Избранные произведения. М. 1990., c. 380)

· Смысловой характер социальных действий.

Социальное действие есть осмысленное действие – осмысленное и понятное для другого. «"Действием" мы называем действие человека…если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. "Социальным "мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него" (М.Вебер. Основные социологические понятия. // Вебер М. Избранные произведения. М.1990,с. 602-603).

Что значит понять смысл действия, как это можно сделать? Имеет смысл то, что не оставляет людей равнодушными, что так или иначе влияет на нашу жизнь, т. е. значимо. Незначимые, не соотнесенные с потребностями и интересами вещи, события остаются вне сферы нашего внимания и не имеют для нас никакой ценности. Сообщение смысла, таким образом, есть одновременно и придание ценности. Когда мы не понимаем смысла действия – мы спрашиваем: «и зачем это; кому и зачем это надо?». Действия не являются социальными в тех случаях, когда: 1)человек не задумывается о них, не совершает их с рациональной целью, 2)если оно никак не затрагивает интересы других людей, остаётся для них незамеченным.

· Проективный характер человеческих действий. Смысл как идеальный проект.

В отличие от механических, природных систем, жизнь человеческого сообщества зависит не столько от предшествующих событий, того, что уже произошло к настоящему моменту, сколько от того, что еще не явлено, а существует лишь как идея, намерение. «В нашем понимании, цель — это такое представление о результате, которое становится причиной действия…(Вебер М. "Объективность" социально-научного и социально-политического познания. \\ с. 382).

А. Щюц, разделяя все мотивы на «потому-что» и «для-того-чтобы», собственно мотивом, т.е. причиной социального действия считает последний. Причиной действия является цель, то есть модель предполагаемого результата, ее информационный эквивалент. Мы действуем в соответствии с поставленной целью («для-того-чтобы»), и эта цель определяет образ наших действий («потому-что»), на чем, собственно, и настаивал Вебер. Таким образом, определяющий фактор текущего поведения перемещается из прошлого (что было характерно для теории рефлекса) в будущее. «Термином "действие" ... мы обозначаем продуманное человеческое поведение, то есть поведение, основанное на составленном заранее проекте. Термином "акт" мы будем обозначать результат развертывающегося процесса, то есть завершенное действие. (Шюц А. Структура повседневного мышления. // Социологические исследования. 1988. № 2).

· Социальная группа как сообщество единомышленников.

В реальной жизни люди объединяются не столько на основе общих социальных характеристик, сколько на основе общих целей и интересов. Следует различать «статус на бумаге» и «статус в жизни» - набор тех статусных признаков, которые признаются человеком как значимые для него. Условием и предпосылкой социального поведения является идентификация с социальными позициями, нормами, ролями - отождествление себя с определёнными моделями поведения.Основание структурообразования Вебер видел в образе жизни.

Социальный мир – ансамбль групп, характеризующихся своим специфическим пространством взглядов, вкусов, привычек, потребляемых товаров, форм досуга и многим другим. «Социальное пространство и различия, которые проявляются в нём спонтанно, стремятся функционировать символически как пространство стилей жизни или как ансамбль Stande, групп, характеризующихся стилем жизни” (П. Бурдьё. Социальное пространство и генезис классов.). Бурдьё различает «объективированный класс» – совокупность людей, выделенных на основании объективных статусных признаков, которую он классифицирует как статистическую категорию и «инкорпорированный класс» – совокупность людей, объединённых одинаковым отношением к жизни, общими одинаково значимыми предметами (вещами, идеями, чувствами) и осознающими свою общность. Инкорпорированный класс возникает как естественно-добровольное стремление, как консолидация единомышленников и соратников. «Инкорпорированный класс» - это группа, характеризующаяся общностью установок, общностью восприятия мира. Группа как реальность – это инкорпорированная группа, которая в отличие от статусной (статистической) группы является реальным субъектом социального действия постольку, поскольку существует как единство мотивации некоторой совокупности людей. Герменевтически ориентированные социологи не разделяют взгляд на социальную среду как на независимую от человеческого сознания и опыта. Люди, пишут они, приходят не в застывший мир жестких форм, но в незавершенное творение, ежесекундно достраивая его в общении. Объединяющим началом для людей являются общие взгляды и ценности.

· Следование правилу как механизм социального действия.

Объяснение действий людей в социологии, по мнению П. Уинча, основано на логике «следования правилу»: социальные правила составляют часть жиз­ненного мира действующих; они предписывают, как поступать правильно и как - неправильно. Именно эти правила дают в руки социологу искомые регулярности, которые он тщетно пытался обнаружить на уровне эмпири­ческих генерализаций, основанных на внешнем наблюдении. Здесь социологи сталкиваются с сложным вопросом: как понять, каким правилам следуют люди? Здесь возникает проблема истолкования действий, которые понимаются как знаковые.

· Общество как социальный текст.

Общество как согласованное взаимодействие возможно лишь в том случае, если люди будут понимать действия и намерения друг друга. Условиями адекватного понимания являются:

√ Наличие интерсубъективных (одинаковых) значений предметов окружающего мира.

√ Существование интрасубъективного (общего для участников взаимодействия) смысла ситуации.

Средствами, инструментами понимания, которые люди выработали (изобрели) в процессе совместной деятельности являются знаки и символы.

«Весь окружающий нас природный и социальный мир превращается в совокупность знаков, как только мы пытаемся его понять. Темное пятно вдали превращается в знак, когда мы ставим знак вопроса, превращая эту встречу в проблемную ситуацию. Знак сам по себе не существует, он появляется лишь при чтении. Таким образом, знак - это результат встречи индивида или группы индивидов со средой (социальной или природной) в контексте проблемной ситуации. Все вокруг превращается в знаки, когда мы пытаемся понять окружающий нас мир людей и вещей. Прохожий, которого мы не заметили, будучи погружены в свои мысли, знаком не является. Он превращается в знак, когда мы по тем или иным причинам пытаемся его понять: кто это? почему здесь и так? Структура социального пространства объективируется в знаках, в качестве которых выступает уровень жизни, объем осуществляемой власти, а также отпечатки типичной социальной деятельности на теле индивида (мозоли, загар, характер кожи лица, полнота и т.д.). Наблюдая знаки (объекты и их следы, отпечатки) мы в той или иной мере читаем человека, группу. И читаемый также в той или иной мере осознает, что его читают, и строит свое поведение с учетом возможного прочтения и его последствий» (Ильин В.И. Социология потребления).

Текст – система знаков,деятельность по производству и интерпретации (расшифровке) знаков, знаковая деятельность. Если поведение человека представить как текстопорождающую деятельность, то понимание представляет собой расшифровку отдельных знаков и складывание из них общего смысла ситуации. Как человек определит ситуацию – так он и поступает. Общество как социальный текст – результат совместного определения ситуации.

«Понимание как истолкование действий (в том числе вербальных) - это всегда взаимодействие того, что расшифровывается («текст»), с тем, кто это делает («интерпретатор»)… Понимание поведения можно сравнить со складыванием картинки-головоломки, разрезанной на кусочки произвольной формы. …Можно сказать, что хорошее разъяснение чего-либо - это истолкование, которое может соединить множество отдельных деталей в понимаемое целое. Эта традиция, собственно говоря, не слишком строго отделяет "научное" от "ненаучного" - ведь общество по своей сути - это нечто, чему дают определение сами люди» (П.Монсон).

В герменевтических методах, представляющих собой способ связи (в широком смысле) исследователя с объектом, не менее важны оригинальность, богатство фантазии в толковании реальной жизни других людей, чем математический и статистический анализ большого количества данных. Социология здесь граничит не только с философией и психологией, но и с литературой и искусством.

 

 








Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 974;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.