Социология в структуре гуманитарной деятельности.
В широком плане профессии социолога, психолога, менеджера, философа, политолога, социального работника принципиально не отличаются ни своей деятельностью, ни характером знания. В жизни эти профессии не просто соприкасаются, а пересекаются и порой – не различаются. В основе этих профессий – интерес к человеческому поведению, склонность к работе с людьми.
В этом широком плане социолога можно определить как человека, который испытывает постоянный интерес к человеческим поступкам, как человека, которого ничто так не привлекает, как смотреть на людей и понимать, что они делают.
Интерес социолога есть прежде всего теоретический интерес: его интересует понимание ради понимания. Социология, всё-таки не практика, а попытка понять человеческое поведение. Социолог стремится увидеть: что есть «на самом деле»? Его работа заключается в том, чтобы с предельной достоверностью описывать некоторый театр социальных действий. Это очень непросто – разглядеть за внешней формой действий их действительное содержание и причины, и при этом ничего не присочинить от себя. Когда социологи начинают специально думать как это сделать, то они создают и развивают методологию социологического исследования. Для того чтобы научиться воспринимать реальность, скрывающуюся за внешней оболочкой, нужно приложить известные интеллектуальные усилия. Сами по себе статистические данные или данные наблюдения социологии не делают. Они становятся социологией только тогда, когда получают социологическую интерпретацию и соотносятся со специально созданной системой объяснительных схем – с социологической теорией. Социологическое знание всегда существует в рамках социологической теории, всегда обладает определённой логикой и языком, обусловленными конкретной теорией. Вне теории не существуют «социологические факты». «Мы хотим подчеркнуть, что социолог не ограничивается составлением корреляционных таблиц между онанизмом до брака и педерастией вне брака. Цифры для него имеют смысл только в рамках более широких теоретических обобщений и служат пониманию того, какие ценности разделяет общество и каково положение социальных институтов». (П.Бергер. Приглашение в социологию.)
«Угол зрения» социологии на реальность задаётся следующими постулатами.
· Социальные действия суть не то, чем они кажутся. Социальная реальность таит в себе множество смысловых пластов. Каждое открытие нового пласта меняет представление о целом. События, происходящие в человеческом обществе, имеют несколько уровней значения, из которых какие-то скрыты от нашего осознания повседневной жизни. Социология – выявление наиболее значимых факторов событий и ситуаций.
· Следует различать мотивацию и мотивировку человеческих действий. Мотивировка – это то «объяснение», которое сам человек даёт своим действиям. Она в той или иной мере совпадает с идеологическими или традиционными предписаниями поведения. Мотивация – личностные и лишь частично осознаваемые причины поступков. Социология – поиск действительных причин поступков.
· Общество – это реальность особого рода – не воспринимаемая на уровне чувств и обыденного познания. Социология – конструирование образа реальности, схемы общества как системы отношений.
«Мы не погрешим против истины, если посмотрим на социологическую мысль как на часть того, что Ницше называл «искусством не доверять» (П.Бергер. Приглашение в социологию.).
Значение теории для практика:
· Расширение кругозора и развитие способности к аналогиям.
· Развитие способности к размышлению и поиску новых вариантов.
· Развитие способностей к постановке задач и выборов вариантов их решений.
· Разработка методов исследования и решения практических проблем.
Вопросы теоретической социологии.
Теоретическая социология – это размышления о том, что такое общество и как правильно его изучать.
Всех социологов по существу интересует один вопрос: почему люди поступают так, а не иначе? В этом широком плане социолога можно определить как человека, который испытывает постоянный интерес к человеческим поступкам, как человека, которого ничто так не привлекает, как смотреть на людей и понимать, что они делают.
Переплетение мотивов и объективных обстоятельств, ожиданий и смыслов, составляет причину поступков и предмет социологии. Поступки, социальные действия совершаются в пространстве взаимодействия или социальном пространстве. Социология – наука о социальном пространстве. Понятие социального пространства появляется тогда, когда пытаются ответить на два взаимосвязанных вопроса: кто осуществляет социально значимые события(проблема субъекта социального действия) и где (в пространстве каких, какого вида взаимодействий) они происходят(проблема локализации социальных фактов)? Предельно упрощая, можно назвать три вида взаимодействий (социальных отношений) или «социальных полей» (П. Бурдьё.): политические, экономические, культурно-мировоззренческие, на которые акцентируют внимание различные социологи. Совокупность социальных событий, происходящих в социальном пространстве составляет социальную реальность, которая является объектом социологии.Разные социологи по-разному её изображают и объясняют. Понять происходящее – значит дать концептуальный (продуманный, системный) ответ на вопросы: что представляет собой социальный порядок и как он формируется?
Среди социологов существуют разные мнения о том, что есть социальная реальность. Различные типы объяснения предъявляют различные требования к эмпирическим данным, определяя реальную логику исследования (т.е. методологические нормы, стандарты оценки, способы концептуализации и используемые методы). Но главное, исходное отличие типов теоретического объяснения заключается в том, какого рода эмпирические данные используются сторонниками различных моделей объяснения.
Поэтому всегда существует вопрос: почему именно эти факты, а не другие, были выбраны в качестве предмета исследования и почему им дана именно такая интерпретация?
В широком теоретическом плане факты и их интерпретация возникают и существуют в рамках исследовательских программ как теоретических перспектив получения знаний.
Исследовательские программы различаются своими: 1)методологическими стратегиями – целью (зачем) и методами получения (каким способом, каким образом) знаний, 2) парадигмами. В современной социологической теории выделяют 2 стратегии и 4 парадигмы.
Стратегии социологической теории.
Позитивистская: общество – устойчивая структура отношений; социологическая теория – концептуальное (системное) объяснение социальных фактов.
Герменевтическая: общество - представления людей о том, как надо жить и что надо делать; социологическая теория – интерпретация наблюдаемых действий с целью понимания смысла, который вкладывает в них сам деятель.
Почему существуют 2 стратегии? В силу двойственной природы человека: физической и метафизической. С одной стороны, человек часть природного мира и его поведение обусловлено закономерностями природы. С другой стороны, человек – творец культурного мира и его поведение представляет собой трансценденцию - возвышение над природой, создание собственных, человеческих законов жизни. С одной стороны, поведение человека обусловлено материальными условиями существования. С другой стороны, у человека имеется свобода воли.
Цель позитивизма – объяснение объективных явлений и процессов; характер метода – идиографический (генерализирующий) – установление общих закономерностей. Цель герменевтики – понимание действий и смыслов; характер метода – номотетический (индивидуализирующий)– описание индивидуальных явлений и случаев.
Представители первой стратегии стремятся ответить на вопрос почему? (в силу каких объективных причин?) люди совершают поступки, а представители второй стратегии – на вопрос зачем? (для чего?).
Парадигмы социологической теории.
Парадигма (греч. paradeigma — пример, образец) - система теоретических представлений, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности.
В настоящий момент наиболее употребительны 4 парадигмы: 1)эмпиризм - парадигма фактов; 2)субстанциализм - парадигма структур; 3)рационализм - парадигма идей; 4)субъективизм - парадигма смыслов.
Почему существует 4 парадигмы? «Все социологи должны ставить определённые фундаментальные вопросы, ответы на которые являются предварительным условием всякого социологического исследования. Существует, на наш взгляд, два таких вопроса, которые невозможно обойти, и всё социологическое знание является, по существу, ответом на них: Какова природа социальной реальности? Каков наилучший способ получения знаний о ней? » (Джонсон Т., Дандекер К., Эшуорт К. Теоретическая социология: условия фрагментации и единства.). Природу социальной реальности можно представить материальной или идеальной. Способ познания социальной реальности может быть номинальным или реальным.
Способ познания
социальной реальности
Номинальный Реальный
Эмпиризм Парадигма фактов | Субстанциализм Парадигма структур |
Субъективизм Парадигма смыслов | Рационализм Парадигма идей |
Материальная
Идеальная
Природа социальной реальности
Уровни социологического знания.
Социальный порядок мыслится структурными функционалистами как макро-социальная структура, имеющая принудительный характер для действующего в ее рамках. Социальные же феноменологи полагают, что не социальные структуры детерминируют человеческое поведение, а люди своими привычными действиями постоянно подтверждают определенный институциональный порядок, пока он отвечает их ожиданиям и интересам. По их мнению, социальный порядок формируется в процессе непосредственных межличностных отношений, на микро-социальном уровне - “снизу вверх,” и социологи призваны показать, каким образом повседневные рутинные практические действия “вплетаются” в макросоциальные структуры, поддерживая и постепенно изменяя их. В социальных структурах кристаллизуются, “отвердевают” уже ставшие привычными формы деятельности и общения. «Социальный порядок, – утверждают П.Бергер и Т.Лукман, – является продуктом прошлой человеческой деятельности и существует до и постольку, поскольку человеческая активность продолжает его продуцировать. Никакого другого онтологического статуса ему приписать нельзя». Основу социального порядка, таким образом, образуют ставшие привычными формы деятельности и общения.
Резюме. Основные вопросы социологического познания:
Вопросы онтологии:
· Как возможно общество? Каковы предпосылки его существования.
· В результате каких действий возникает социальный порядок и каким образом он поддерживается?
Методолого-гносеологические вопросы:
· Как правильно объяснять действия?
· Как можно понять действия.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 622;