Парадигмы социологической теории.
© Точка зрения материализма может быть сведена к следующим утверждениям:
· Человеческое поведение обусловлено влиянием материальных условий. Сущность поведения – адаптация к среде.
· Социальный мир- внешний и независимый по отношению к наблюдателю.
· Социальая реальность – совокупность фактов естественного поведения людей, стремящихся к удовлетворению своих потребностей. Эта точка зрения часто связана с доктриной натурализма, предполагающей существование минимального различия между человеческим поведением и поведением животных.
© Точка зрения идеализма может быть сведена к следующим утверждениям:
· Человеческая активность – это целевая активность или деятельность по преобразованию мира, формула которой: цель – средство – результат - цель-2…Сущность деятельности – преобразование, творчество, а не адаптация.
· Социальный мир – система осознанных и осмысленных социальных действий. Социальное действие всегда является процессом наделения ситуации смыслом, и именно смыслы, идеи, символы и т.п. составляют структуру социального мира.
· Социальная реальность – система смыслов. Смысл не может быть привязан к материальным процессам, он не является только лишь их отражением. Одни и те же материальные условия могут приводить к разным действиям. Одни и те же действия могут иметь разный смысл и разную интерпретацию. Действия и поступки не могут быть поняты вне контекста социальных правил и культурных кодов и могут быть расшифрованы наблюдателем только благодаря использованию им собственных интерпретационных способностей. В социальных науках, таким образом, мы вынуждены интерпретировать смысл социальных событий, посредством использования специально сконструированных понятий и придание им условных, договорных (конвенциональных) значений – дефиниций.
© Номинализм.
· Социальная реальность – совокупность уникальных отдельных событий.
· Понятия (их назначение) – названия, имена, присваиваемые совокупности явлений, обобщающие их и дающие им название. Процедура номинация – это процедура классификации, упорядочивания отдельных явлений в более общие классы (типы), что позволяет в дальнейшем распознавать значимые объекты по их отдельным признакам. Такие предметы как «роль», «статус», «институт», «класс» и т.п. – не объективно существующие «вещи», а концептуальные договорённости, коллективные представления, символические конструкции. Придание понятиям статуса реального существования – это ошибка реификации = овеществление понятий.
© Реализм.
· Социальная реальность представляет собой некоторый социальный порядок - социальные процессы и социальные структуры, существующие независимо от нашего сознания.
· Понятия (их назначение) – инструмент получения нового знания постольку, поскольку обнаруживают, описывают, дают возможность описать новые свойства и отношения предметов объективного мира. Понятия - это новые слова, действительно сконструированные исследователем и введённые им в словоупотребление, в процесс познания потому, что в естественном языке нет слов для обозначения тех свойств и отношений, которые были обнаружены исследователем. Научные термины яснее и точнее, чем слова обыденного языка поясняют суть дела.
© Эмпиризм:
· Общество – интегральная сумма индивидуальных действий («параллелограмм сил»).
· Человеческие действия следует понимать как наблюдаемые факты поведения в материальных условиях. Факт – это то, что фиксируется органами чувств и может быть количественно измерено.
· Метод – анализ отношений между переменными.
© Субстанциализм:
· Общество – объективная структура отношений, недоступная непосредственному наблюдению.
· Действия людей обусловлены социальными процессами, знание которых позволяет их понять, но действия не отдельных индивидов, а групп.
· Метод – идеализация: абстрагирование высокого уровня с элементами прогнозирования.
© Рационализм:
· Общество – объективная и определённая структура идей. Идеи и смыслы находятся за пределами индивидуального сознания – в пространстве межсубъектной коммуникации.
· Действия людей носят целенаправленный и осмысленный характер. Цели и смыслы возникают на базе ценностей как принципов видения и оценки мира. Картина мира как система ценностей – основа человеческих поступков: люди ведут себя в соответствии со своими представлениями.
· Поскольку смыслы как культурные коды поведения недоступны наблюдению, то методом является понимание как интеллектуальная интуиция, возникающая в процессе использования (применения) специальных герменевтических процедур. «Классическая социология занимается эмпирическими исследованиями с помощью стандартизированных, объективных методов и через дедуктивные заключения приходит к знаниям; романтическая (т.е. интерпретативная) - открывает предмет интуитивно, она с фантазией выдумывает свои вопросы и творчески устанавливает методы» (Х. Абельс.).
© Субъективизм:.
· Общество – продукт интерпретационной деятельности индивидуальных действующих субъектов. Социальная реальность есть итог индивидуальных интерпретаций «происходящего».
· Действия людей обусловлены смыслом как индивидуальной интерпретацией ситуации.
· Методы социологии – герменевтические. «В то время как в классическом социальном исследовании ученый дистанцируется, рассматривается извне, нейтрально по отношению к своему предмету, а предмет изучается согласно твердым правилам и стандартизированными методами, в качественном исследовании он вступает в непосредственный контакт и погружается в жизненный мир» ( Х. Абельс).
Тема 2. Личность как социально-отношенческий феномен.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 511;