Закономерности эволюции религиозных движений
Субъективное ощущение депривации является необходимой предпосылкой возникновения какого бы то ни было организованного социального движения — религиозного или секулярного. Однако сама по себе депривация — это лишь необходимое, но вовсе не достаточное условие. Состояние депривации должно разделяться многими людьми; существующие в обществе институты должны быть неспособны разрешить его; наконец, должен появиться лидер с привлекательной для масс новой идеей, и тогда возникает движение протеста.
Это движение, направленное на преодоление состояния депривации, как уже говорилось, может быть как религиозным, так и секулярным. В случаях экономической, социальной и организмической депривации, когда ее причины воспринимаются неадекватно или нет возможности предпринять необходимые действия для устранения, наиболее типично возникновение религиозных движений. В ситуациях противоположного характера — когда сущность депривации адекватно осознается ощущающими ее людьми и они чувствуют, что в силах устранить ее причины, — движение протеста приобретает секулярные формы. Таким образом, религиозные движения скорее служат психологической компенсации ощущения депривации, нежели устранению ее подлинных причин.
В случаях этической и психической депривации дело обстоит совершенно иначе. Религиозное движение может не менее эффективно, чем секулярное, устранить депривацию. Попытки разрешения состояния психической депривации обычно и принимают форму религиозных движений. Тем не менее такие попытки могут проявляться и в форме радикальных политических движений — особенно если имеет место сочетание психической и экономической депривации.
Экономическая депривация, если она достаточно интенсивна, чревата возможностью возникновения революционного протеста. И действительно, там, где она порождает секулярные движения, они, как правило, имеют революционный характер. Однако для победоносной революции необходима такая мощь, какой едва ли может обладать деп-ривированная группа. Поэтому даже интенсивная экономическая депривация редко приводит к революции.
Религиозные движения, возникшие как результат экономической депривации, хотя и не являются в буквальном смысле революционными, все же на символическом уровне остаются таковыми. Латентный протест против общества стремится найти выражение в идеологии, отвергающей и развенчивающей это общество. Поэтому для участников религиозного движения происходит как бы символическая трансформация социальной системы, в то время как в действительности все остается без перемен.
Так и обстоит дело с секта ми; именно к этому типу относятся, как правило, религиозные организации, возникающие под влиянием экономической депривации. Такие движения не нуждаются в использовании теологической базы традиционной для данного общества религии. К примеру, движение «Черных Мусульман» заимствовало многое из «чуждой» религиозной доктрины. Но характерный для этого движения резкий социальный протест и представления о превосходстве негритянской расы указывают на то, что оно относится к типу религиозных движений, порожденных экономической и социальной депривацией.
Социальная депривация, в том случае, если она не содержит в себе сильного экономического компонента, обычно не пробуждает стремления к полной трансформации общества — будь то реальной или символической. Критику вызывает не социальная система в целом, а ее часть или несколько частей.
Многие секулярные движения вызваны тем или иным видом социальной депривации. Как правило, целью их является устранение депривации той или иной конкретной группы населения путем повышения ее социального статуса.
Иногда полусекулярные по своему характеру движения пытаются компенсировать низкий социальный статус посредством создания альтернативной статусной системы. Такую роль обычно играют клубы, братства, общества и ложи, особенно привлекательные для дискриминируемых расовых и этнических групп.
Социальная депривация может быть непосредственно связана с религиозным статусом и потому порождать религиозные инновации. Многие этнические субденоминации в рамках лютеранства, например, возникли из-за того, что существующие религиозные структуры не могли удовлетворить статусных запросов тех или иных групп. Такие организации не только помогают преодолеть религиозное неравенство, но служат также и средством снятия социальной депривации.
Классическими примерами могут служить движения реформированного иудаизма и консервативного иудаизма. Оба движения возникли как попытка дать современным евреям возможность пользоваться своим религиозным наследием, в то же время обходясь без тех аспектов иудейской ортодоксии, которые несовместимы с достигнутым ими статусом в секулярном обществе.
Религиозные организации, возникающие как реакция на социальную депривацию, имеют тенденцию к развитию скорее в церковь, чем в секту. Так происходит потому, что люди, страдающие от социальной депривации, стремятся в первую очередь приспособиться к окружающему их обществу, а не преобразовать его в целом или изолироваться от него. Отсюда их согласие принять сложившиеся в обществе институциональные формы.
Существуют религиозные движения, возникшие прежде всего как попытка преодолеть организмическую депривацию. Чаще, однако, бывает так, что эта цель составляет лишь один из аспектов движения наряду с другими. Поэтому трудно определить, к какой именно организационной форме тяготеют религиозные группы такого рода. Там, где единственной целью является снятие организмическои депривации, движение скорее принимает формы, близкие к культу (например, Крисчен Сайенз в начале своего существования).
Реакции на этическую депривацию обычно бывают по своему характеру скорее реформистскими, чем революционными. В средние века реформаторы такого рода стремились к созданию и укреплению религиозных ценностей. Примером может служить деятельность Саванаролы и его приверженцев. Начало эпохи Просвещения ознаменовалось, помимо всего прочего, и тем, что окончательно сложилась и получила социальное признание гуманистическая система ценностей; с этого времени разрешение этической деприва-ции происходит и в гуманистических терминах.
В редких случаях секулярные движения, порожденные этической депривацией, принимают революционный характер, поскольку страдающая от этической депривации элита получает поддержку экономически обездоленных масс. Но гораздо чаще этическая депривация порождает реформистские движения, направленные на возрождение каких-либо попранных обществом ценностей или на пересмотр некоторых элементов принятой системы ценностей, но не на трансформацию существующей социальной организации.
Религиозные движения, связанные с этической депривацией, могут приводить к революционным переменам в религиозной жизни и мировоззрении (например, реформа Лютера). Это бывает в тех случаях, когда и само движение, и противодействующие ему силы отличаются достаточной мощностью. Но необходимо подчеркнуть, что в намерения самого Лютера не входило создание нового религиозного направления; он всего лишь стремился реформировать существующую церковь, приблизив ее к идеалу первоначального христианства. Чаще религиозные движения, вызванные этической депривацией, носят более локальный характер. Классическим примером подобного движения может служить участие белых религиозных лидеров Америки в борьбе за гражданские права негритянского населения. Если правозащитное движение негров обусловлено в первую очередь их экономической и социальной депривацией, то белое духовенство вовлекается в него, испытывая состояние этической депривации из-за несоответствия между христианским идеалом равенства и практическим ущемлением в правах негритянского населения. Многие религиозные группы возникли как реакция на ощущение некоторыми верующими противоречия между традиционными представлениями и данными современной науки.
Чувство этической депривации обычно испытывают представители социальной элиты, высшего и среднего классов. Возникновение ценностного конфликта возможно там, где имеется определенный интеллектуализм и достаточный уровень образованности.
Психическая депривация почти всегда вызывает крайне острую реакцию, поскольку она связана с отрицанием господствующей в данном обществе системы ценностей. Ощущающие психическую депривацию субъекты тяготеют к новым идеологиям, радикализму в политике (как правому, так и левому). Религиозные движения, возникшие на почве психической депривации, как уже говорилось выше, обычно принимают форму разнообразных культов.
Социологические исследования, проведенные среди мил-ленаристских религиозных групп, показывают, что все члены этих групп прошли через период «церковной веры», затем отвергли все доступные им религиозные перспективы, испытали период отчаяния и кризиса, и, наконец, обратились к новому движению. Все оккультистские организации состоят из людей, переживших состояние психической депривации. К этой категории религиозных групп относятся также теософское движение и многие новые образования, которые можно классифицировать как культы, отвергающие доминирующую религиозную традицию.
Таким образом, имеющая место в обществе или даже угрожающая в будущем депривация выступает главным социально-психологическим фактором, определяющим возникновение новых религиозных организаций и движений. Тип депривации накладывает отпечаток на характер этих движений. Можно сделать вывод, что существует некоторое соответствие между типом депривации и организационной формой порожденного ею религиозного движения. Экономическая депривация способствует возникновению сект, социальная депривация — церквей, а психическая депривация — культов.
Но тип депривации сказывается не только на различии форм возникающих организаций. Он определяет и ход их развития, и выживаемость. Ч. Глок и Р. Старк выделяют три базисных паттерна развития религиозной организации. Первый паттерн — это кратковременный расцвет и скорая гибель. Второй — этосохранение в течение неопределенно длительного времени в той организационной форме, в которой движение возникло изначально. Третий — это выживание движения в форме, радикально отличающейся от первоначальной.
Помимо типа депривации, породившей движение, характер и перспективы его развития определяются также устойчивостью депривации и успешностью борьбы с нею.
Движения, порожденные экономической депривацией, имеют тенденцию либо к относительно быстрому исчезновению, либо к изменению своей организационной формы. Редко они сохраняются надолго в первоначальной форме.
Абсолютное меньшинство сект сохраняются как секты. Либо они распадаются, либо эволюционируют, приобретая форму церквей или деноминаций. Кроме того, как сказано выше, секты имеют тенденцию к стимулированию роста социального статуса своих членов. Поэтому организационная форма меняется в соответствии с меняющимся статусом индивидов, входящих в секту.
Способность церквей к выживанию в почти неизменной форме в значительной степени определяется устойчивостью социальной депривации. Поскольку в обществе всегда существуют люди, страдающие от социальной депривации, они образуют постоянный источник пополнения церкви. А она, в свою очередь, всегда остается для таких людей источником утешения, которое они не могут получить в «большом» обществе. Кроме того, церковь только компенсирует депри-вацию, но не устраняет ее. И потому первоначальные причины возникновения церкви не исчезают с течением времени. Наибольшую преданность церкви выказывают прихожане, в наименьшей степени пользующиеся социальным признанием: это те, кто менее других одарен интеллектуально, пожилые люди, инвалиды, женщины, лица, не имеющие нормальной семьи.
Организмическая депривация порождает движения, эволюция которых определяется развитием новых знаний о причинах и лечении умственных и физических заболеваний. Религиозные движения такого рода могут существовать очень долго, пополняя свои ряды теми, кто не может найти облегчения в секулярных сферах жизни. Однако со временем успехи медицины могут стать важным негативным фактором в развитии таких движений. Ибо, как выяснил Б. Малиновский в своих исследованиях на Тробрианских островах, люди не прибегают к магии, когда имеют в своих руках более эффективные средства контроля.
Движения, обусловленные этической депривацией, обычно продолжают существовать недолго. Не потому, что этическая депривация не является устойчивым элементом функционирования общества; это не так. Всегда имеются люди, считающие, что те или иные компоненты установленной системы ценностей нуждаются в изменении или пересмотре. Однако такие попытки всегда порождают сильное сопротивление остальной части общества. Таким образом, этическая депривадия остается, как правило, уделом чудаков, и связанные с ней движения быстро сменяются новыми. Исключения — долгое время сохраняющиеся движения такого рода — объясняются тем, что предлагаемые ими варианты разрешения депривации оказываются приложимы к долговременным социальным тенденциям. Эти тенденции обеспечивают постоянный приток членов в такие организации- В целом этическая депривация переживается абсолютным, меньшинством населения, и движения, порожденные ею, всегда остаются движениями меньшинства. Для движений, связанных с психической депривацией, типичными являются два варианта развития. Либо они набирают силу и осуществляют трансформацию общества, а затем трансформируются и сами, либо быстро распадаются и исчезают. Поскольку такие движения связаны с ценностной ориентацией, несовместимой с превалирующей системой ценностей, они вызывают сильное противодействие и должны либо победить, либо потерпеть поражение. Религиозные движения такого рода обыкновенно приобретают форму культов и становятся объектами враждебности и даже преследований со стороны широких масс. Однако такие движения иногда выживают (например, христианство первоначально было культом с точки зрения традиционной римской религии). Победив, они сталкиваются в свое время с такими же проблемами, что и вытесненные ими религии. Хотя новые религиозные организации и могут вначале обеспечить своим прозелитам оригинальную систему значений, они все же не могут устранить социальные истоки депривации, которые, в свою очередь, порождают психическую депривацию и безверие.
Таким образом, к закономерностям возникновения и развития религиозных групп и организаций можно отнести:
1. Обусловленность возникновения новых религиозных групп постоянно действующими социально-психологическими факторами, а именно — отдельными видами депривации или их сочетанием.
2. Неизбежность прохождения религиозной группой в развитии фазы секты с более или менее выраженной социально-критической или социально-деструктивной направ
ленностью.
3. Завершение процесса развития либо институализацией в качестве церкви, либо деградацией и распадом, в зависимости от специфики породившей данную группу формы
депривации и социальных условий.
ТЕМА 19. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
1. Власть.
2. Господство.
3. Авторитет.
4. Политическое действие.
5. Три значения слова «политика».
6. Политическое господство.
Понятия «власть» и «господство» применяют и вне сферы политики. Но прежде всего они используются при анализе политических феноменов. Понятие «авторитет» мы встречаем повсюду, но особенную актуальность это понятие получает там, где авторитет оказывает влияние на политические процессы. Поэтому целесообразно прояснить смысл понятий «политическое действие» и «политика», чтобы потом сделать некоторые замечания относительно понятия «политическое господство».
Под понятиями «власть», «господство» и «авторитет» мы в большинстве случаев подразумеваем компоненты в многомерных и неравных социальных отношениях. Они включают в себя три аспекта.
Во-первых, социальные отношения ситуативны. Определение отдельной ситуации включается в непрерывную или прерывающуюся последовательность ситуаций, в ходе которых люди постоянно имеют дело с теми же самыми партнерами по интеракции.
Кроме того нужно принять во внимание, что «власть», «господство» и «авторитет», если рассматривать их в общем, хотя и существуют длительное время, при более близком наблюдении оказываются подверженными некоторым колебаниям. Однако, несмотря на это, социологию интересуют «власть», «господство» и «авторитет» в их устойчивос-ти в социальных отношениях. Таким образом, нашей темой являются, если точнее выразиться, «отношения власти, господства и авторитета».
Во-вторых, отношения, которые здесь имеются в виду, являются комплексными по своему типу. «Отношения власти» содержат еще и другие компоненты, например, авторитет. Это же относится к отношениям, которые первоначально могли бы определяться как «отношения авторитета». Наряду с этим могут играть роль аспекты отношений другого рода, например, отношений в кооперации и обучении. Отношения господства осуществляются чаще всего с помощью социальных институтов, которые определяют регламентацию и предоставляют возможность иметь дело с самими «господствующими» лишь в очень незначительной мере.
Необходимо определить аналитически, что такое власть, авторитет и господство в узком смысле, четко разграничить их и дать характеристику конкретным социальным отношениям как образованным с помощью власти, авторитета или господства.
В-третьих, мы хотим назвать асимметричными такие отношения, в которых структурное влияние одной стороны на действие другой стороны сильнее, чем обратное. Полезно было бы найти общее родовое определение для понятий «власть», «господство» и «авторитет». Но мы не находим подходящего слова. Например, выражение «социальное влияние» слишком неопределенно. Во всяком случае, подразумевается устойчивое социальное влияние, т.е. социальное отношение, в котором наличествует возможность подчинить собственному желанию и своему социальному поведению поведение других. «Власть» и «авторитет» были бы частными аспектами этого влияния. Наряду с этим можно было бы подумать о других видах влияния, например, о тотальном влиянии посредством убеждения на основе большего знания, которое не всегда должно трансформироваться в авторитет, или же о влиянии при помощи сексуальной привлекательности. «Господство» и в этом случае является частным аспектом «власти». Каждое отношение господства есть также отношение власти. Но не всякое отношение власти укрепляется настолько, чтобы можно было говорить о господстве.
Власть
Власть проявляется как компонент во многих социальных отношениях. Она характеризуется тем, что личность имеет возможность осуществлять свою волю по отношению к другим людям, несмотря на их сопротивление. Наша дефиниция почти дословно повторяет определение М.Вебера, что «власть означает возможность осуществлять собственную волю в социальном отношении также вопреки сопротивлению» («Хозяйство и общество»).
Здесь имеется в виду исключительно социальная власть, т.е. власть над людьми. В случае необходимости она проводится посредством социального действия вопреки сопротивлению людей (т.е. посредством действия, которое связано с действием других людей). Здесь не имеется в виду власть над природой (вещами), потому что распоряжение вещами является одновременно и целенаправленным осуществлением власти над людьми. Собственность на вещи может быть источником власти, но не должна быть таковым. Хотя, разумеется, юридически защищенное, эксклюзивное распоряжение вещами гарантирует не только спокойное наслаждение собственника ими, но усиливает его положение, так что он может оказывать давление на других.
Макс Вебер подчеркивает «аморфный» характер понятия власти. Речь может идти об экономической власти, например, о власти на рынке, т.е. о монополистических позициях, которые диктуют партнерам определенные условия обмена, хотя формально остается в силе принцип обмена между свободными и равноправными партнерами. Можно говорить также об эксклюзивном распоряжении средствами производства, которое вынуждает тех, кто не владеет средствами производства, продавать свою рабочую силу обладателю средств производства. Речь идет о неравных положениях на рынке. На рынке труда, как правило, работодатель сильнее, потому что он не обязан немедленно покупать труд за ту цену, которую назначает предлагающий рабочую силу.
Власть может происходить также из монополии на применение физического насилия, т.е. распоряжение оружием (или лучшим, чем у других, оружием). Угроза насилия (она должна быть, конечно, убедительной) при этом приобретает большее значение, чем применение насилия. Потому что последнее разрушает упорядоченные повседневные отношения взаимодействия (интеракции), в сохранении которых, как правило, заинтересованы стоящие у власти. Нередко они извлекают из них выгоду.
Власть может, в конце концов, основываться на монополии распоряжения информацией в самом широком смысле, в которой настоятельно нуждаются другие. Сюда может относиться также «священное знание», поскольку оно считается в обществе истинным и необходимым, а также владение магическими практиками. Обладание определенным знанием только тогда может стать источником власти, когда те, кто его передают, могут склонить своих партнеров к ответным услугам (повиновение, денежное вознаграждение), которые надолго укрепляют их власть, т.е., например, дают возможность усилить экономическое господство. Кроме того, можно, наверное, говорить, что власть на основе информационной монополии является тогда не только властью на данный момент, если исходить не из знания статистических данных (которые при передаче быстро устаревают), а из сущности знаний и квалификаций, которые способствуют тому, чтобы в определенной сфере продуцировать новое предвидение необходимой информации.
Что предсказывает прорицатель (если всем отныне известно, что событие наступило), уже неинтересно. Однако он аккумулирует власть благодаря тому, что хранит в тайне, как он осуществляет предсказывание. Всем известно, что он один может знать будущее и высказывать новые пророчества практического характера (например, когда пойдет дождь). Власть эксперта может развиваться лишь в индустриальном обществе, когда на основе качественного образования, которое не каждый может осилить, создается определенная группа в области «монополии инноваций». Разумеется, при условии, что общество зависит от постоянного потока научной информации, открытий и изобретений.
В этой связи следует подумать и о власти над средствами массовой информации. Если в обществе наличествует потребность в неопровержимой информации, которая не может быть удовлетворена через неофициальный пересказ друг другу, но требует организаторских и технических вспомогательных средств, тогда может образоваться монополия данной группы на распоряжение этими средствами. (Чаще всего это группа, которая обладает властью, полученной из других источников. Но существует и исконная власть прессы.) Власть этой группы может осуществляться тогда, когда информацию, которую необходимо обнародовать, она хранит в тайне от других.
Здесь следует затронуть также «манипулирование мнением». Это понятие заключает в себе противоречие. Строго говоря, тому, кем «манипулируют», не навязывается мнение против его воли. Ведь он охотно и без оговорок верит в то, что ему преподносят. С другой стороны, для эффективной манипуляции необходимо, чтобы манипуляторы были в состоянии склонить мнение в нужное для них направление — так, как будто оно развилось без этого влияния.
Само собой разумеется, что различные источники власти могут взаимно дополнять друг друга, и, как правило, это происходит в действительности. Средневековый рыцарь обладал не только личным оружием, которое не мог позволить себе крестьянин и с помощью которого он мог осуществлять физическое насилие. Как профессиональный воин, он также знал, как им пользоваться и имел хорошую физическую форму. Это было возможно благодаря господству над крепостными, которые должны были заботиться о материальном поддержании его жизни.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1004;