Господство
Власть, как было сказано, выступает в разнообразных формах. Она может быть относительно прочной, но также дискретной, соответственно, эфемерной. Она может быть частичной или тотальной, институционально закрепленной или неофициальной. В некоторых случаях она усиливается, упрочивается и аккумулируется в господство. Господство является особым видом власти.
Полицейский — регулировщик дорожного движения — не господствует. Господствует ли начальник на производстве, трудно ответить в единичном случае. Хотя он способствует реализации господства, ему не нужно господствовать самому. Важным прежде всего является вопрос, распространяется ли осуществление повиновения в ограниченной сфере и на другие жизненные сферы. Многие рабочие большую часть своей жизни проводят на иерархически организованном предприятии в подчиненном положении, и так как эта часть их жизни существенно определяет все их существование, имеет смысл говорить о предприятии как о системе, в которой репродуцируется господство.
Наблюдение за конкретным осуществлением господства позволяет сделать вывод, что успех господства в существенной степени зависит от того, найден ли верный момент для успешного осуществления собственной воли. Это отличает господство над людьми от так называемого «господства над машиной», которое «непрерывно». Правда, если машины имеют непредвиденные неполадки, мы склоняемся к антропоморфному наблюдению: мы говорим, что у них свои «причуды».
Однако господство характеризуется определенной устойчивостью. Оно осуществляется через повиновение, которое предполагает прочную установку повинующихся. Эта установка не идентична признанию: существует повиновение против воли.
Как правило, господствующие стараются найти у подчиненных позитивно, оцениваемое признание своего превосходства. Это, конечно, является лучшей основой для повиновения. Поэтому они стремятся, таким образом, добиться также авторитета. Однако господство может основываться на послушании против воли, которое, разумеется, закрепляется в установку. Там, где кто-либо от случая к случаю уступает более сильному, мы не могли бы говорить о господстве, но, скорее всего, о власти.
Прежде всего господствующие пытаются легитимизировать свое господство. «Легитимность» и «авторитет» — не одно и то же, хотя легитимность существует благодаря авторитету. Но существует также авторитет, который не легитимизирует использование средств принуждения, которые свойственны любым отношениям господства. В социологии мы говорим о легитимном господстве, когда подчиненные считают осуществление господства, а следовательно, также требование повиновения и применение принуждения и насилия от господствующих лиц проявлением действующих в обществе норм. Не принципиально, что считает легитимным или нелегитимным сам социолог. (Отклонение от этих норм, а прежде всего от официальных правил, в исключительных случаях может «как-то» оправдываться. Например, все это может быть справедливым в отношении революций, движе-ний сопротивления, спонтанных неправомерных вмешательств в определенных ситуациях.)
Как известно, М.Вебер привязывает свою типологию господства к типам легитимности. Он также не исключает нелегитимного господства. Но он считает, что господство, как правило, пытается легитимизировать себя. Кроме того, он полагает, что посредством вида легитимизации можно объяснить различие между типичными формами осуществления господства. Так, в «харизматическом господстве» мы находим фигуру «апостола», в «традиционном господстве» — «патримониальных слуг» и «сословных господ», в «легальном господстве» — «бюрократический аппарат».
И наконец еще одно предостережение: нельзя путать «легальность» (т.е. правило, согласно которому все верховные действия должны основываться на законах, которые возникают официально) с «легитимностью». «Легальность» является формой легитимности наряду с другими (например, традиция, харизма). Хотя легитимизация путем легализации характерна для современного правового государства, однако очевидно, что ее не во всех случаях достаточно. (Например, мы считаем «нелегитимными» законы, если оказывается, что они противоречат конституции или ее духу. Некоторые государственные акты времен нацистского режима считаются сейчас не только безнравственными, но также и «противозаконными», хотя они соответствовали действующим тогда законам.) Форма легитимизации через легализацию не обязательно включает признание авторитета за теми лицами и государственными инстанциями, которые ответственны за проведение государственных актов. Ведь, в частности, в демократии народ понимается как «суверен», т.е. носитель верховной власти. Государство как «аппарат» обязано служить ему. Хотя каждый в отдельности должен быть законопослушным, он должен уважать чиновников или избранных представителей. Правда, демократия в «идее» и в действительности — совершенно разные вещи.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 644;