Понятие и функции семьи

Семья является предметом исследования многих обще­ственных наук. Каждая из этих наук стремится дать опре­деление семьи и ее функций. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных от­ношений, обеспечение и развитие социальных и индивиду­альных качеств личности и осуществление определенной эко­номической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потреб­ности и обеспечивают воспроизводство общества путем рож­дения потомства. Она является основой как для удовлетво­рения половых потребностей, так и для реализации соци­альных и индивидуальных качеств личности. Но точно так же в семье осуществляются и определенные виды экономи­ческой деятельности (производительно-потребительские или только потребительские).

Социологическая дефиниция семьи как парциальной со­циальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, ее структура и форма исторически изменчивы, от­чего и сама семья является исторически изменчивой соци­альной группой. Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую, биосоциальную и эко­номическую основу.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой — ма­лая группа, имеющая свои закономерности функциониро­вания и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религи­озных отношений и одновременно — относительная самосто­ятельность. С институтом семьи тесно связан другой обще­ственный институт — институт брака. Брак можно опреде­лить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых от­ношений. Семья — малая группа, основанная на родствен­ных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственника­ми. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным прожи­ванием, общим ведением хозяйства, но юридически не офор­мленные. Количество таких семей в последнее время замет­но увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение же­лания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кро­ме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из ро­дителей или родительское поколение по каким-либо причи­нам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей).

Семьи в зависимости от представленности в них различ­ных поколений бывают нуклеарными(родители и дети) и рас-ширенныма (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриа­лизации и урбанизации, широко развернувшиеся в современ­ном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.

Изменения в составе и структуре семьи нередко служат поводом для пессимистических выводов об ослаблении се-мейно-родственных связей. В «нормальных» условиях, по Канту, семья должна обеспечить подчинение детей родите­лям по признаку возраста и женщин мужчинам по призна­ку пола. В настоящее время оба параметра существенно ме­няются. Молодежь все раньше покидает родительский дом, стремится жить самостоятельно и все чаще выбирает дру­гую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархичес­кой организации семьи. В связи с этим, по характеру рас­пределения семейных обязанностей, по тому, как решается


в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегод­няшний день три основных типа семьи.

Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится
старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны:
а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и зак­репление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец,
жена-хозяйка); в) признание безусловного приоритета муж­
чины в вопросах семейного главенства.

Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от
семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называ­ют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное раз­деление домашних обязанностей между членами семьи, вза­
имозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;
в) эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых роле­вые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при де­мократических ролевых установках мужчины мало участву­ют в ведении домашнего хозяйства.

Таким образом, в современной семье не только трансфор­мируются традиционные роли женщин в связи с их массо­вым участием в профессиональной деятельности, но и изме­няются роли мужчин. Например, в западноевропейских странах уже не являются аномальными и из ряда вон выхо­дящими случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому важно выяснить, как супруги восприни­мают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.

Функции семьи неразрывно связаны с ее структурой. По­этому предметом исследования социологии семьи являются функции супружеского взаимодействия, родительские — в отношении детей, сотрудничества между родителями, взаи­модействия детей, взаимодействия супругов и их родителей, взаимодействия прародителей и внуков.

Достаточно полная классификация функций семьи раз­работана М.С.Мацковским, которая представлена в сле­дующей схеме:

 

 

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
епродуктивная Воспитательная Р   Хозяйственно-быто­ваяя     Экономическая     Сфера первичного социального контроля     Биологическое воспро­изводство общества   Социализациямолодо­го поколения.Поддер­жание культурной не­прерывности общества     Поддержание физи­ческого здоровья чле­нов общества, уход за детьми     Экономическая под­держка несовершенно­летних и нетрудоспо­собных членов общества     Моральная регламен­тация поведения чле­нов семьи в различных сферах жизнедея­тельности, а также ответственности и обя­зательств в отношени­ях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения     Удовлетворение по­требности в детях     Удовлетворение по­требности в родительстве, контактах с деть­ми, их воспитании, са­мореализации в детях   Получение хозяйственно-бытовых услуг од­ними от других   Получение материаль­ных средств одними членами семьи от других     Формирование и под­держание правовых иморальных санкций за недолжное поведение и нарушение мораль­ных норм взаимоотно­шений между членами семьи

 


 

Сфера духовного об- щения     Социально-статусная   Досуговая     Эмоциональная     Сексуальная Развитие личности членов семьи     Предоставление опре- деленного социального статуса членам семьи. Воспроизводство соци- альной структуры   Организация рацио- нального досуга. Со- циальный контроль в сфере досуга   Эмоциональная стаби- лизация индивидов и их психологическая те- рапия   Сексуальный контроль Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза   Удовлетворение потребностей в социальном продвижении     Удовлетворение потребностей в совместном проведении досу- га, взаимообогащение досуговых интересов     Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в се- мье. Удовлетворениепотребностей в личном счастье и любви     Удовлетворение сексуальных потребностей

Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определен­ные функции, исторически развивается. Проблема ее исто­рического развития является предметом многих теорий в рамках общественных наук. Особый интерес представляют результаты этнологических исследований американского ученого Льюиса Моргана (1818—1881), который долгое вре­мя жил в одном племени североамериканских индейцев-иро­кезов и результаты своих наблюдений, в частности за род­ственными и семейными отношениями, изложил в книге «Древнее общество».

В своем исследовании семейных и родственных отноше­ний Морган исходил из гипотезы, что в начальный период истории человеческого общества существовал полный про­мискуитет, т. е. половые отношения между членами праоб-щины не регулировались никакими нормами. В дальней­шем, с установлением запрета на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возникли определенные формы семейной жизни. Исходя из результатов многочис­ленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых сегодня придерживаются точки зрения, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей характеристикой этого развития является сужение круга половых партнеров и укрепление связей, объединяющих членов семьи.

Промискуитет характерен для низшей («дикой») ступе­ни человечества. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной. На основе этнологических данных и знаний о низком уровне развития примитивного человека на низшей ступени дикости заклю­чают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивному человеку было неведомо понятие родства в смысле его, человека, кров­нородственной связи с отдельными членами группы, а по­нятно лишь родство в смысле его принадлежности и связи с целой группой.

Многие социологи оспаривали существование промиску­итета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом свя­зан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ог­раничение полового общения и начинают выделяться отдель­ные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи — кровнородственной.

Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто при­надлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает лю­дей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе этого типа семьи не существует. Сужение круга половых партнеров в рамках такой семьи произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи — пуналуальной.

В пуналуальной семье из полового общения исключают­ся сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на осталь­ных, более дальних родственников того же поколения. Это­му типу семьи все еще присущ групповой брак, однако прин­цип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно ска­зать, что это — брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная се­мья, таким образом, представляет собой такую форму брач­ных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семьи все более частыми ока­зываются устойчивые и продолжительные связи между од­ним мужчиной и одной женщиной. Это — первый шаг к по­явлению парного брака.

Переходным историческим типом выступает синдиасми-ческая семья, которая появляется на рубеже дикости и вар­варства и в которой один мужчина живет с одной женщи­ной, а полигамия (т. е. многобрачие, или, в данном случае, многоженство) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возник­шей во времена разложения родового строя, появления ча­стной собственности и классов.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, но только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспорность от­цовства и право потомства на владение семейным имуще­ством. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникно­вения новых форм человеческих общностей.

Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых по­ловых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. По сути, в процессе развития человека как мысля­щего существа он все больше стремился найти в своем по­ловом партнере личность, а не только объект для полового удовлетворения и продолжения рода. Разумеется, этот про­цесс имел свои особенности и детерминанты в определен­ные периоды развития общества и в отдельных общинах и сообществах.








Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1700;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.