Понятие социальной стратификации

Разнообразие отношений, ролей, позиций приводит к раз­личиям между людьми в каждом конкретном обществе. Про­блема сводится к тому, чтобыкаким-то образом упорядо­чить эти отношения между категориями людей, различаю­щимися во многих аспектах.

Так, в большинстве стран феодальной Европы главной характеристикой была принадлежность к определенному со­словию: господа-феодалы, свободные горожане или зависи­мые крестьяне, «свои» и «чужие»; отделялись по цивилизационному признаку принадлежности к той или иной конфес­сии. В эпоху складывания национальных рынков и ста­новления капитализма этническая принадлежность из го­ризонтального деления, не ставившего человека в более высокое или низкое положение, стала превращаться в вер­тикальное. Знатность происхождения и власть над зависи­мыми людьми вооруженных сеньоров уступает место мар­кировке людей по признаку богатства и наличия собствен­ности. В современных информационных обществах иссле­дователи отмечают сосуществование и переплетение не­скольких, если и неравнозначных, то относительно автоном­ных систем неравенства (или иерархий): власти, собствен­ности, престижа.

Для описания системы неравенства между группами (об­щностями) людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация». Само слово «стратифика­ция» заимствовано у геологов. Оно латинского происхожде­ния (первоначально stratum означало «покрывало», «по­стель»). В английском языке его стали понимать как пласт, формацию (в геологии), слой общества (в обществознании); множественное число — strata, stratification (стратифика­ция) — деление на общественные слои («пласты»).

Стратификация подразумевает, что определенные соци­альные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Что это за различия? Оче­видно, что люди различаются во многих отношениях, и да­леко не все эти различия приводят к неравенству между членами общества. В самом общем виде неравенство озна­чает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Дальнейшее изложение требует раскрытия нескольких важных понятий, которые органично входят в систему зна­ния о социальной стратификации.

Осмысление реалий социальной стратификации проще всего начать с места отдельного человека среди других лю­дей. Любой человек занимает в обществе много позиций. Эти позиции далеко не всегда можно ранжировать по их значи­мости. Например, возьмем любого из студентов: студент, молодой мужчина, сын, муж, спортсмен. Каждая из этих позиций может иметь для самого человека большее или меньшее значение. Да и окружающие могут оценивать их применительно к конкретному индивиду по-разному. Напри­мер, хороший спортсмен социально будет определяться ок­ружающими именно в этой его позиции (то, что данный че­ловек еще и студент, сын и т. д., — не воспринимается окру­жающими его людьми как значимые характеристики).

Для обозначения всей гаммы различий между людьми существует особое понятие, по отношению к которому «со­циальная стратификация» является частным случаем, ви­довым понятием по отношению к родовому. Это — «соци­альная дифференциация», объемлющая различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, как по объективным характеристикам (экономическим, профессиональным, образовательным, демографическим и т.д.), так ипо субъективным (ценностные ориентации, стиль поведе­ния и т.д.). Данное понятие, и именно в этом ключе, было использовано Г. Спенсером при описании универсального для эволюции общества процесса появления функциональ­но специализированных институтов и разделения труда. Со времен Г. Спенсера социальная дифференциация рассмат­ривается как важное понятие в анализе социальных изме­нений и при сравнении индустриальных и постиндустриаль­ных обществ.

Термин «дифференциация», применяемый как синоним слова «различие», употребляется для классификации ста­тусов, ролей, социальных институтов и организаций. Имен­но социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, диффе­ренциация подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения.

Как мы видим, в теории стратификации постоянно об­суждается проблема равенства—неравенства. При этом под равенством понимают: 1) равенство личностное; 2) равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шан­сов); 3) равенство условий жизни (благосостояние, образо­вание и т. д.); 4) равенство результатов. Неравенство, как очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотноше­ний людей, но с противоположным знаком. В реальной прак­тике изучения социальной жизни социологи особое внима­ние уделяют распределению дохода и благосостояния, раз­личиям в продолжительности икачестве образования, участию в политической жизни во властных структурах, вла­дению собственностью, уровню престижа.

Рассмотрим теперь основные компоненты неравенства. Начнем с понятия «власть» (power). Этот термин не следу­ет смешивать с термином «управление», который относится к другой области социологического знания. Власть как со­циальный феномен многообразна, поэтому естественно, что столь же многообразны ее дефиниции. Можно дать следую­щее определение. Власть — это способность социального субъекта в своих интересах определять цели и направлен­ность деятельности других социальных субъектов (безотно­сительно к их интересам), распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, фор­мировать и навязывать правила и нормы поведения (уста­новление запретов и предписаний), предоставлять полномо­чия, услуги, привилегии.

Властные отношения означают, что между социальными субъектами существуют такие взаимосвязи, при которых один субъект выступает как объект действия другого субъек­та, точнее, превращает (навязывает) другой субъект в объект своего действия.

В структуре властных отношений ключевое значение принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе дру­гих людей.

Собственность, по широко распространенному опреде­лению, это основное экономическое отношение между инди­видуальными и групповыми участниками процесса произ­водства, опосредованное их отношением к средствам про­изводства, один из важнейших социальных институтов. Собственность может быть частной, групповой, обществен­ной, формы ее весьма многообразны. Собственность реаль­но раскрывается как процесс распоряжения, владения и присвоения. Это означает, что собственность есть властные отношения, форма экономической власти, т. е. власть вла­дельца предмета над теми, кто им не владеет, но в то же время в нем нуждается. Отношения собственности делят людей на хозяев средств производства (собственников, вла­дельцев) — как использующих наемный труд, так и не ис­пользующих его, и на людей, не имеющих средств производ­ства. Богатство и бедность задают многомерную стратифи­кационную иерархию. Как правило, наряду с властью и собственностью третьим непременным компонентом измере­ния неравенства выступает социальный престиж.








Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 848;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.