Основные виды малых архитектурных форм.
Наряду с природными элементами для их пространственной организации необходимы оборудование, детали внешнего благоустройства, произведения монументального искусства.
Архитектурными деталями открытых пространств, связанными непосредственно с природными элементами, являются: устройства для растений - трельяжи, перголы, вазы и контейнеры для цветов, парковая скульптура, элементы водных устройств - спуски к воде, обрамление водоемов, мостики и т.п.; элементы обработки рельефа - лестницы, пандусы, подпорные стенки, покрытия.
Для композиции садовой мебели, оборудования игровых и прочих площадок, поиска их архитектурной формы важно выявление связей между объектом и окружением. Вариаций этих связей может быть множество: природный объект в природном окружении (формованная «зеленая скульптура» на поляне в парке), природный объект в окружении городской застройки (зеленая скульптура или дерево-скульптура на замощенной площади), декоративная пластика или информационный знак в лесопарке, сквере или на административной площади города и т.д.
Выделяются два аспекта: когда одна и та же малая архитектурная форма соотносится с различной средой, и когда в одной и той же ситуации размещаются разные по цвету, форме, материалу объекты. Например, если оборудование, штампованное из ярких пластмасс, контрастно по отношению к среде лесопарка, нейтрально и уместно на улице современного города, подчинено общему стилю окружения на выставке по промышленной эстетике, то для скамьи из слегка обработанного дерева по отношению к названным средам выстраивается обратный ряд: подчинение, нейтральность, контраст. Если сказать точнее, то скамья из естественного дерева сливается с окружением в лесопарке и контрастна не только на территории выставки современного дизайна, но и на городской улице.
Необходимо учитывать, на каком фоне будет восприниматься ваза (естественный пейзаж или многоэтажная застройка), на композиционную организацию какого пространства (большого или малого) она рассчитана, на каком основании будет поставлена (газон, бетонное или другое мощение). Парковая ваза может иметь традиционные формы вазы для цветов или сама быть стилизованным цветком. Очевидно, что если ваза задумана для цветов, то ее автор принимает во внимание масштаб и структуру растений, цвет и форму цветков, листьев.
Природное в малых архитектурных формах может быть передано или опосредованно, путем художественной стилизации.
В современной практике создания малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства наметились два направления: индустриализация производства и сборность; создание индивидуальных малых форм из традиционных строительных материалов - дерева, камня, монолитного бетона и др.
В первом направлении основной принцип - создание максимального количества типов готовых изделий из минимального числа элементов.
Типизация не исключает использование индивидуальных малых архитектурных форм. В художественном же отношении острой проблемой остается соотношение стандартного и индивидуального, ограничение произвольного тиражирования последних; использование синтетических материалов и соответствующий поиск новых форм.
Существенную группу малых архитектурных форм для озеленения составляют устройства для вьющихся растений - перголы, трельяжи, беседки, «зонтики» и др. Они являются не только декоративными элементами, но и имеют функциональное значение, организуя места отдыха в парках, садах, на пешеходных путях, особенно в южных районах, где постоянной заботой в организации пространства под Открытым небом является создание тени. (В XVIII -XIX вв. распространена была «окказиональная» архитектура - недолговечные сооружения - триумфальные арки, балдахины, беседки, украшенные зеленью и цветами. Эти малые формы использовались во время религиозных и светских обрядов и празднеств.)
Пергола по конструкции и материалу может быть различной - каменные столбы и деревянные балки по ним, вся деревянная или металлическая. На юге распространены арочные аллеи, увитые вьющимися растениями. Нередко вьющиеся растения высаживают у опор уличного освещения.
Трельяж — деревянная решетка или иная ажурная конструкция из других материалов, применяемая, как и пергола, в качестве основы для вертикального озеленения. Трельяжи используются для функционального и композиционного разграничения пространства, выделения мест отдыха и пр.
Понятия «скульптура в пленэре», «парковая скульптура» ассоциативно связываются прежде всего с известными дворцово-парковыми комплексами. Там скульптура - произведение пластического искусства и неотъемлемый элемент архитектурного ансамбля. В наше время пластика в пленэре значительно многообразнее по форме, функции, материалу. Это монументы из мрамора и бронзы, абстрактные композиции из керамики и металла, функциональная (игровая) скульптура из бетона, почти природные формы из дерева и камня
Скульптура в пленэре под влиянием изменчивости цветовой и световой среды обнаруживает новые качества, которые не проявляются в закрытом помещении. Использование декоративных свойств материала и особенностей его обработки - один из художественных резервов пластического искусства. Чаще скульптор, работая под открытым небом, обращается к керамике, металлу, естественному камню, дереву, потому что органичнее всего вписывается в природу природное.
Постоянно находясь в окружении многоэтажной застройки, горожанин все больше утрачивает связь с живой природой и чувство сомасштабности своему окружению. Поэтому значение приобретает эстетика деталей городского ландшафта, создающих необходимый гармоничный переход от масштаба человека к масштабу сооружений.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 2804;