Россия в системе европейских международных отношений в начале XVIII в.
Известно, что представляла собой Русское государство в последней четверти XVII столетия. Борьба за власть среди правящей верхушки после смерти Алексея Михайловича наложила свой отпечаток на все сферы общественной и экономической жизни России. Отставание страны от европейских стран и в то же время её большой потенциал создавали закономерные условия для проведения радикальных реформ в ее управлении. В чем это выражалось?
Россия в XVIII - XIX веках пережила несколько волн целенаправленного западного воздействия. Наибольшее влияние оказали следующие: 1)протестантизм (1717-1840), идеи Просвещения (1750-1824), технический модернизм – прибытие инженеров, строительство заводов (1890-1925), политический либерализм (1770-1917), марксизм (1860-1917), марксизм-ленинизм (1903-1991), идеи свободного рынка ( 1991- по н/в).
Но этим мощным волнам западного влияния предшествовал период первоначального взаимного знакомства, пришедшийся на 1480-1600 годы, начиная со сватовства Ивана III к Софье Палеолог, и в последующих событиях: ливонской войне Ивана IV, в приглашении им для строительства белокаменной итальянцев, англичан как военно-политических союзников против объединившихся Польши и Литвы, как посредников в развивающейся мировой торговле. Смутное время также было периодом, когда западное влияние могло усилиться на Руси.
Необходимо отметить, что у Запада всегда были планы по введению России в сферу своего влияния.
Первый такой план, сохранившийся в архивах, относится еще к XVI в. и исходил от Генриха фон Штадена, который до 1573 г. был у Ивана Грозного опричником. В 1578 г. Он поступил на службу к зятю шведского короля Густава Вазы Георгу Гансу фон Вельденц-Люцельштайну. Несколько лет шведами и императором Священной Римской империи рассматривались планы захвата Москвы. Но внутриевропейские проблемы не дали им осуществиться, и кроме того – не было прямого подступа к столице Русского государства.
Вторым планом была Ливонская война, в которой Иван Грозный потерпел поражение, но все же сохранил самостоятельность России. При этом народу отводилась роль устрашенного зрительного зала, эмоциями, а не разумом и здравым смыслом реагирующего на проблемы своей страны. Эта очень русская традиция отдаляла и отдаляет до сих пор Россию от Запада.
Мировые цивилизации развивались и до подъема Запада. Но резкое возвышение Западной Европы вынудило остальные страны предпринять попытки для своего ускоренного развития.
В силу исторических событий и различных факторов Россия продолжала быть изолированной от Запада примерно до 1690 г. К этому времени она выработала свой психологический и культурный код, который был сформулирован в «Домострое». В принципе можно сказать, что он служил прогрессу, ибо способствовал смягчению нравов, дошедших до предела жестокости во времена монгольского ига.
Очевидным стал и материальный прогресс: на Руси, бывшей до этого в основном деревянной, появилось каменное строительство, началось масштабное освоение рек как главных артерий внутреннего сообщения. В то же время монастыри стали хранителями духовного опыта, стали распространяться книги.
На своем огромном пространстве Россия сумела создать оригинальную, яркую, устойчивую цивилизацию. Это не могло случиться без наличия внутренних сил, так просто не понять как можно было освоить за сто лет земли от Урала до Америки. Но этот общенациональный опыт был все же усеченным, односторонним, оторванным от мирового опыта, а значит и уязвимым также, как и для Индии, Китая.
Нельзя не учитывать того, что в это время на Западе уже были Оксфорд и Сорбонна, а допетровская же Русь отставала по своим цивилизационным критериям: развитию науки, искусства, промышленности, общественных отношений правового и политического сознания, от наступавшего века Просвещения. Многие русские люди, побывавшие в то время на Западе, осознавали отсталость России и понимали, что необходим сдвиг России в сторону Запада, необходимо усваивать западный опыт. Однако тогда, в конце ХVII века не было политической воли, не было пока человека, способного противостоять традиционализму, сковывавшему любую инициативу. Таким человеком стал Петр 1, проведший радикальные реформы во всех сферах жизни России XVIII века: в системе управления, территориального деления, в социально-классовой системе, в быту и культуре русского народа, в военной сфере, образовании и т.д.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 627;